Кейт Бланшетт в фильме «Тар»: как женщина-дирижер существует в культуре отмены
Фильм «Тар» Тодда Филда с Кейт Бланшетт в главной роли стал настоящей сенсацией для киноиндустрии: проект вернул Филда в Голливуд, подарил Кейт Бланшетт одну из лучших ролей в карьере, заработал шесть номинаций на премию «Оскар» и даже вернул Мартину Скорсезе веру в кино. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает, почему все эти похвалы вполне заслуженны.
Фильм «Тар» сам по себе — мистический проект. Прежде всего из-за режиссера. В начале двухтысячных Филд снял две образцово-показательные и не лишенные иронии инди-драмы «В спальне» и «Как малые дети», получил несколько номинаций на «Оскар» и репутацию одного из самых перспективных режиссеров Голливуда. А затем исчез на долгие шестнадцать лет, чтобы вернуться со странным фильмом о некоей женщине-дирижере, про который ничего не было известно. Трейлеры никак не помогали: в первом тизере к фильму Кейт Бланшетт пускала дым изо рта на протяжении двух минут.
Режиссер явно на что-то намекал, но понять эту очень специфическую шутку можно было только после просмотра фильма. Вообще смотреть «Тар» лучше всего в состоянии полного неведения и сладостного предвкушения чего-то неизвестного, хотя эта привилегия была только у самых первых зрителей. В наше время долго хранить что-то в секрете невозможно.
Бланшетт играет Лидию Тар, которая, как говорят в английском языке, больше чем жизнь: ученица американского композитора Леонарда Бернстайна, первая женщина — дирижер Берлинской филармонии, композитор, одна из 18 обладателей EGOT (так называют тех, кому удалось одновременно выиграть «Эмми», «Грэмми», «Оскар» и «Тони» — по первым буквам названий премий). Впечатляющий список ее достижений обрушивают на зрителя в открывающем длинном интервью, в котором Лидия уверенно, но при этом ненавязчиво обсуждает с журналистом свою экстраординарную карьеру. Она живет в Берлине вместе с первой скрипкой Берлинской филармонии Шэрон (Нина Фосс), приемной дочерью Петрой (Мила Богоевич), периодически летает в Нью-Йорк к богатому покровителю Элиоту (Марк Стронг) и не может обойтись без ассистентки Франчески (Ноэми Мерлан).