«Малкольм и Мари» — неудачный фильм, который все равно нельзя пропустить
На Netflix вышла драма о сумме и разнице двух творческих единиц, которую заочно сравнивали с «Ла-Ла Лендом» и «Брачной историей». Параллели оказались неверными, но картину Сэма Левинсона все равно хочется повесить на видное место — считает Егор Москвитин
На самом деле «Малькольм и Мари» — не «Ла-Ла Ленд», а «Гупешка» Василия Сигарева, страшная история о созависимых отношениях и любви, невозможных без насилия друг над другом. Только в этот раз события камерной пьесы разворачиваются не в нищей квартире в русской глубинке, а в калифорнийском доме с самым прогрессивным дизайном. Этот особняк некая киностудия арендовала для молодого режиссера Малькольма (Джон Дэвид Вашингтон из «Довода») и его подруги Мари (Зендея Коулман из «Эйфории»). События фильма занимают ровно одну ночь. Пара возвращается с долгожданной премьеры, где Малькольма только что объявили новым то ли Барри Дженкинсом, то ли Спайком Ли. Режиссер хочет праздновать. Муза хочет поговорить.
Следующие 100 минут фильма невероятной красоты женщина в золотистом платье будет варить макароны и восседать на унитазе, а не менее красивый мужчина в костюме-двойке — пожирать эти макароны и пинать все вокруг. Как правило, минуте экранного времени соответствует страница сценария, но «Малькольм и Мари» — один из самых словоохотливых фильмов на свете, целая «Википедия» современных отношений. Герои переберут все свои обиды; припомнят, кто кому чем обязан; перечислят всех бывших и любовников; не раз ударят друг друга в самые больные места. Жертва и хищник регулярно будут меняться местами; оба будут вызывать у зрителя и сочувствие, и брезгливость; а гендерные клише (вот режиссер-нарцисс, а вот его страдающая муза) сработают самым непредсказуемым образом.
Действий как таковых в этом изматывающем разговорном фильме практически нет, но его театральное повествование по мере сил подгоняют изобретательная хореография (Малькольм и Мари то танцуют, то целуются, постоянно перемещаясь по огромную дому) и нервное ожидание поступков. Займутся ли герои сексом? Дойдет ли до рукоприкладства? Останутся ли они после всего этого вместе? Несколько лет назад Netflix начал эксперименты с интерактивной драматургией, и «Малькольм и Мари», если смотреть фильм вдвоем, тоже может превратиться в игру на знание психологии отношений. Полтора года назад точно так же было с «Брачной историей», которую хотелось ставить на паузу и обсуждать. Возможно, в присутствии адвокатов.