Ваня Дмитриенко: «Я чувствую себя победителем»
15-летнего Ваню Дмитриенко по праву можно назвать главным открытием отечественной поп-музыки 2021 года, а его трек «Венера-Юпитер» — одним из главных хитов последних месяцев, который долгое время удерживал первое место в чартах. Музыкальный критик и автор телеграм-канала «Всякая годная попса» Антон Вагин поговорил с Ваней о том, как тот переживает внезапную популярность в столь юном возрасте, почему он повзрослел раньше времени и какой была главная ошибка в его жизни. Текст подготовлен специально для совместного проекта МегаФона и Esquire, посвященного новой русской музыке.
Как ты сам объясняешь, почему людям настолько зашла «Венера-Юпитер»?
Потому что она взяла все поколения. «Венера» на концертах объединяет всех: от 7 до 50 лет. Потому что мы сделали народную песню, песню, которая пошла в народ, а не на определенную аудиторию.
Бывало, что к тебе после концертов не 12-летние девочки подходили, а люди постарше?
Я сегодня заходил в директ и понял, что гораздо больше бабушек хотят за меня замуж, чем маленьких девочек.
«Венеру-Юпитер» при желании можно интерпретировать как песню не только про две далекие друг от друга планеты, но и как про планеты абсолютно разные по своим физическим свойствам. Насколько для тебя важны подобные глубокие смыслы в текстах?
Очень важны, я очень люблю песни с глубоким смыслом. У меня и вправду есть целый альбом, даже не один, с очень глубокими песнями, с очень проницательными и не примитивными. А эта песня сделана вместе с Тёмой Шаповаловым, крутым автором, там его строчки про Венеру и Юпитер.
Что для тебя вообще первично: музыка или текст?
Для меня, наверное, первична музыка, а потом текст, потому что я всё-таки люблю музыку. Но и стихи тоже..
То есть чаще ты сначала музыку сочиняешь, а потом текст?
Часто это одновременно приходит, но, само собой, музыку мы делаем с командой.
Как относишься к поющим тиктокерам?
Мы все в прекрасных дружеских отношениях. Правда, я мало кого могу назвать своим другом, но мы все хорошие знакомые.
То, что ты положительно относишься к ним, для меня немножко удивительно, потому что…
У меня другая музыка?
Нет, в ней частично можно мотивы схожие уловить, но я скорее про то, что ты на другой музыке воспитывался.
Конечно, да.
Ты не раз рассказывал, что ты с отцом на гитаре пел «Машину времени», «ДДТ», «Ноль», то есть такие прям серьезные группы русского рока. А в массовом сознании тиктокеры и русский рок — это абсолютно полярные вещи. Как это уживается в тебе?
Я считаю, люди любят музыку, а не то, что в ней поется. Сейчас просто такой музыкальный менталитет. Я все равно очень большое внимание обращаю на стихи, но просто не все на них обращают внимание. Поэтому я тоже, как и многие, иногда слушаю песни просто потому, что мне нравится, как они звучат. Просто потому, что мне нравится идея, задумка. При этом я знаю их тексты, они не особо сложные. Так можно сказать о, например, [рэпере] SALUKI. Тексты SALUKI — это что-то поверхностное, какого-то тяжкого смысла я в них не слышал. Возможно, я просто слышал не все его песни, но то, что слышал, — там никакого особого глубокого смысла нет.
С такими музыкальными вкусами было ли сложно со сверстниками в свое время общаться?
Очень сложно было. Есть такая тема, которую я заметил, что все получается у тех людей, которых, мягко говоря, гнобили. Это очень круто, что в меня никто не верил, кроме моего самого близкого окружения. Это принесло мне огромную пользу, потому что когда в тебя люди не верят, у тебя сразу появляется стремление им доказать, что ты можешь. Мне всегда все равно на критику, вот прям совсем. Но если я вижу, что это конструктивная критика, то есть не с целью обругать, а объяснить, почему ты критикуешь, — тогда я к ней прислушиваюсь. Но если она неоправданная, чтобы высказать свое «я», то какой смысл на нее внимание обращать?
А сейчас ты чувствуешь себя победителем?
В той ситуации — конечно, то есть в той ситуации я чувствую себя победителем. Победителем по жизни — не знаю, мне еще 15. Но, в принципе, мне нравится, что у меня есть стремление к чему-то новому, саморазвитию. Я хочу как можно больше всего показать, что в 15 лет люди добиваются того, чего не добиваются в принципе многие. Я получил двойную платину за «Венеру-Юпитер», «МУЗ-ТВ» написали про это пост, и комментарии там были совсем не те, которые я ожидал. Нет бы порадоваться, люди любят критиковать других, им прям нравится судить других, не зная, кто они такие. Там были комментарии по поводу того, что пластинку дают детскому саду. Да, и что? Перед тобой стоит человек, который в 15 получил платину, двойную платину, за кучу прослушиваний. Этот человек получил признание, причем не только признание страны, но мировое признание, его музыку любят, а ты не можешь сказать: «Да, чувак, это круто, ты молодец!» «Венера» — она же не на бабках держится. Нет такой суммы, которую нужно заплатить, чтобы трек держался на первом месте полтора месяца. Просто со стороны маркетинга — вкладывать в песню, чтобы она держалась полтора месяца на первом месте, — ты заработаешь с нее гораздо меньше. И говорить этот бред в комментариях — меня это все равно никак не задевает, мне просто интересно, почему у людей такая позиция.