Макароны по-неандертальски
В деле об искусстве неандертальцев появилась новая статья
Пока палеоантрополог Ли Бергер (Lee Berger) эпатирует публику заявлениями, что Homo naledi рисовали на стенах пещер Райзинг Стар примерно 300 тысяч лет назад, до сих пор никто не предоставил убедительных доказательств того, что подобное поведение было присуще гораздо более молодым видам людей. Теперь ученые изучили изображения на стенах французской пещеры Ла-Рош-Котар и представили аргументы в пользу того, что «макароны» и разного рода точки оставили после себя наши вымершие родственники. Давайте разбираться, почему предыдущие открытия пещерного искусства не впечатляли антропологов и археологов и насколько убедительны доводы авторов новой работы.
Есть чувство прекрасного
Кажется, что уже давно никто всерьез не спорит с тем, что у неандертальцев была символическая культура. Они хоронили своих мертвых — причем известны погребения, в которых, помимо самого усопшего, лежат цветы или рога горного козла. Есть и более загадочные символы эпохи неандертальцев: например загадочные нагромождения из сталактитов и сталагмитов во французской пещере Брюникель или скопления черепов из испанской пещеры Куэва-Дес-Кубьерта, которые, возможно, рассматривались как охотничьи трофеи или даже использовались в ритуалах.
Не были лишены неандертальцы и чувства прекрасного. Так, они не только вполне могли выбрать в качестве материала для орудий привлекательные камни зеленого цвета (серпентинит), но и не забывали украшать себя. Вероятно, самые яркие образцы неандертальских украшений происходят из хорватского памятника Крапина, где, помимо свидетельств каннибализма, ученые обнаружили когти крупных хищных птиц — по всей видимости, фрагменты ожерелья или браслета. И даже охотились на бородачей, кобчиков, галок и вяхирей, чье мясо не представляет особенной пищевой ценности, но вот перья достаточно красивы, чтобы пойти на украшения.
А вот с искусством не очень
Ярчайшие культурные памятники эпохи палеолита — это росписи в пещерах Ляско (Ласко), Альтамира и Шове. Долгое время считалось, что первыми доисторическими художниками были кроманьонцы, которые заселили Европу чуть больше 40 тысяч лет назад. Но открытия последних лет, сделанные в Юго-Восточной Азии, показали, что сапиенсы умели писать разноцветные картины за тысячи лет до этого.
Но сколько бы археологи не искали свидетельств того, что неандертальцы, подобно сапиенсам, рисовали пещерных львов или шерстистых мамонтов, ничего убедительного они не нашли. Например, чуть больше десяти лет назад разошлась новость, что исследователи обнаружили в испанской пещере Нерха изображения тюленей, нарисованные больше 42 тысяч лет назад. Но, если взглянуть повнимательнее в недавно опубликованную статью, то окажется, что из нескольких десятков образцов, отобранных для датирования, лишь два относились ко времени, когда на юге Пиренейского полуострова, скорее всего, обитали только неандертальцы.
При этом угольки из грунта никак не говорят нам о том, кто нарисовал красных тюленей на стене пещеры. Никто ведь не запрещал неандертальцам заходить внутрь по совершенно другим делам. Прямых датировок изображений, относящихся к неандертальской эпохе, здесь никто не получил.
Больше шума наделала история с якобы неандертальским искусством в трех других испанских пещерах: Ла-Пасьега, Мальтравьесо и Ардалес. В 2018 году группа ученых во главе с Алистером Пайком (Alistair Pike) из Саутгемптонского университета опубликовала результаты датирования местных наскальных изображений: возраст некоторых произведений древнего искусства, утверждали ученые, превышает 65 тысяч лет. То есть он явно относится ко времени, когда единственными известными обитателями Европы были неандертальцы.