Любимая стрекоза Сталина: трагическая судьба балерины Ольги Лепешинской
Родилась в дворянской семье, но была преданной комсомолкой, танцевала не только на сцене, но и в грязи на фронте перед солдатами, пережила арест второго мужа, ослепла после смерти третьего, считалась любовницей Сталина… Судьба знаменитой балерины Ольги Лепешинской полна разными событиями, а смерть ее до сих пор вызывает вопросы.
«Я была задумана мальчишкой»
Ольга Лепешинская родилась в сентябре 1916 года. Ее отец Василий Лепешинский был инженером и одним из самых известных в России специалистом по строительству мостов, мать Мария — домохозяйкой. Родители хотели сына, и сама Ольга потом рассказывала, что «была задумана мальчишкой». У девочки не было никаких куколок — только зайцы и мишки, Ольга была такой непоседливой, что друзья прозвали ее Лешкой.
Ольга любила танцевать, но становиться балериной не собиралась. Она хотела, как папа, строить мосты и первой проезжать по ним на поезде, чтобы доказать: все расчеты верны, конструкция надежна. Танцовщицей дочку видела только мать, а вот ее муж относился к идее жены скептически. «Все будут говорить, что у Лепешинских две дочери: одна умная, другая — балерина», — бурчал он.
Судьбу девочки, как ни странно, решил Ленин. С ним не только дружил, но и жил в одном доме дядя Ольги — Пантелеймон Лепешинский. Как-то Мария, зайдя к Владимиру Ильичу в гости, начала говорить об увлечении дочери и об отношении супруга к балету. Ленин ответил: каждая профессия, если заниматься ей трудолюбиво и дисциплинированно, хороша, и не имеет значения, будет Ольга проектировать мосты или выступать на сцене. После этого Мария отвела девочку в балетную школу.
Ольгу туда не взяли: приемная комиссия сочла других претенденток более одаренными. Тем не менее девочка стала первой кандидаткой на поступление, и когда одна из учениц заболела, ее место заняла Лепешинская.
Ольга легко схватывала все движения, и единственное, что ей не удавалось, — это фуэте. Но девочка не отступала, а мама во всем ее поддерживала. Вдвоем они дожидались, пока школу закроют, после этого Мария давала ключнику Кузьме мелкую взятку — пачку папирос «Казбек», и сторож открывал для них зал. Ольга переобувалась, рисовала на полу круг и начинала упражняться. Сначала вылетала за меловую черту через шесть фуэте, потом — через восемь, а вскоре уже могла повторить элемент, оставаясь в круге, 64 раза подряд!
Темперамент, упорство и трудолюбие девочки сделали свое дело. В балетное училище, куда поступила Ольга, она считалась самой слабой ученицей, но вскоре стала лучшей. Еще до его окончания она выступала в Большом театре: в 10 лет в прологе оперы «Снегурочка» Ольга танцевала одну из пичужек, приветствующих весну, а в 16 уже исполняла партию Феи Драже в балете «Щелкунчик».
Окончив Московское хореографическое училище в 1933 году, Лепешинская стала солисткой Большого театра, минуя кордебалет. Это было неслыханно — обычно выпускницам предстояли годы исполнения второстепенных ролей. Однако уже в 1933-м Ольга Лепешинская танцевала главную партию в «Тщетной предосторожности». В 1935-м ей доверили дублировать прославленную Суламифь Мессерер в «Трех толстяках», и роль Суок сделала Лепешинскую знаменитой.
Следующий год закрепил триумф: в 1936-м Ольга танцевала принцессу Аврору в новой постановке «Спящей красавицы» — и это несмотря на то, что внешность Лепешинской не подходила для роли. Однако индивидуальность балерины и ее живой характер сделали свое дело. «В искусстве Лепешинской всегда подкупают неизбывная молодость и бойкое, деятельное жизнелюбие», — писали в газетах.
В 1938 году Ольга исполнила роль Полины в балете «Кавказский пленник» по поэме Пушкина, затем последовала партия Маши в «Щелкунчике». А дальше Лепешинскую ждала мечта каждой балерины — партия Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», да еще и с блестящим танцором Асафом Мессерером.
И вот тут Ольга совершила беспрецедентный поступок: несколько раз выйдя в этой роли на сцену, она от нее… отказалась. Объяснила это Лепешинская тем, что не находит в себе качеств, которые позволяют слиться с образами Одетты-Одиллии, и поэтому исполнение не будет идеальным, а работать в «полноги» она не желает.
В 1941 году, когда Ольге исполнилось 25 лет, она получила Сталинскую премию I степени за выдающиеся заслуги в области балетного искусства. Балерина принимала участие в кремлевских концертах, и сам вождь народа любил посещать Большой театр, когда в спектакле была задействована Лепешинская. За веселый нрав и виртуозные прыжки Сталин называл Ольгу стрекозой.