Ловушка для тандема: как протесты в Казахстане показали слабость власти
Решение о смене правительства Казахстана, которое президент Касым-Жомарт Токаев принял под влиянием массовых протестов, вряд ли успокоит митингующих. При этом протесты показали неустойчивость властной конструкции — у действующего президента недостаточно полномочий, чтобы провести необходимые для выхода из кризиса реформы, считает старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин.
Взрывоопасное решение
Первопричиной народного недовольства стало повышение цен на автомобильный газ с 1 января 2022 года с 60 до 120 тенге (примерно с 10,2 рублей до 20,5 рублей за литр) из-за перехода на биржевую торговлю газом. Уже 2 января в одном из западных регионов Казахстана — Мангистауской области, начались стихийные акции протеста, которые к 4 января вылились в массовые и хорошо организованные митинги не только в столице региона Актау, но и во многих других крупных городах республики. К 5 января самые масштабные акции протеста наблюдались в Актау и в «южной столице» Алма-Аты, многочисленные митинги отмечены в других крупных городах —Шымкенте, Караганде, Актобе.
Правительство Казахстана достаточно оперативно отреагировало на общественное недовольство, спешно отменив повышение цен на газ. Но это решение практически не повлияло на настрой протестующих и не снизило их активность. Скорее наоборот, столь быстрый откат назад подстегнул протестующих к еще большим требованиям, список которых начал стремительно расти, а география и массовость протестов расширяться. Запросы протестующих очень быстро вышли за рамки сугубо экономической повестки и перешли в плоскость политических требований вплоть до отставки правительства.