Экологичные поездки: как электромобили изменят индустрию такси
Электрическая революция» в транспорте растянулась на несколько лет и пока еще не докатилась до массовых пользователей. Электрокары по-прежнему недешевы, а инфраструктура для них развита недостаточно. Изменить ситуацию можно, зайдя «сбоку» — путем увеличения количества машин на электрической тяге в парках городских служб такси. Именно в сегменте такси электрокары наиболее выгодны коммерчески, поскольку они быстрее окупают свою стоимость, чем в личном пользовании. К тому же опыт Китая и других стран показывает, что эта стратегия «озеленяет» городской транспорт.
Чем же он так привлекателен?
Во-первых, экономичностью. Несмотря на то, что электрокары по-прежнему дороже обычных топливных машин по первоначальной стоимости, операционные издержки при их использовании ниже. Эксперты доказывают, что при подсчете полной стоимости владения и эксплуатации электрокары оказываются выгоднее. Они позволяют снизить затраты таксопарков и водителей, которые проезжают в год в три-четыре раза больше, чем автолюбители. К тому же стоит ожидать, что в ближайшие годы средняя цена на электрокары и их комплектующие будет снижаться — что уже происходит с батареями, подешевевшими за десять лет на 89%.
Во-вторых, электрокары позитивно воспринимаются пользователями. Их любят все — и водители, и пассажиры. Исследование отношения людей к «зеленому» транспорту в шведском городе Гетеборге показывает, что до 40% пассажиров, прокатившись на электротакси хотя бы раз, готовы платить за эту опцию больше. Есть и конкретные примеры. Водитель-таксист одного из Tesla Model 3 в Нью-Йорке рассказывал историю о том, как пассажир в аэропорту JFK вызвал такси и готовился сесть в машину, но увидев его подъезжающий автомобиль, отменил поездку и выбрал водителя на Tesla.
К этому стоит добавить, что инфраструктура городов становится более приспособленной к электрокарам. Скажем, уже через год в Москве будет 600 электрических заправочных станций. При этом запарковать свой электромобиль в центре города можно бесплатно — эта мера работает уже несколько лет. В будущем удобство пользования электрокарами будет только повышаться. Например, в Норвегии в Осло запускают сети питания, работающие через Wi-Fi, — они позволяют машинам заряжаться на ходу. Эти станции размещают под дорожным полотном или рядом со светофорами, где машины традиционно скапливаются и ждут своей очереди движения по несколько минут.