Слушайте меня! Искусство ведения диалога
Порой бывает сложно донести свои идеи и мысли до собеседников. Как научиться говорить так, чтобы к твоим словам прислушивались? Подскажет психолог Александра Волохова.
Умение формулировать свои мысли и доносить их до собеседника – важная составляющая успешной карьеры. Однако доказано: женщин хуже слушают и чаще перебивают, чем мужчин. Более того, к нам меньше прислушиваются и представители противоположного пола, и женщины. Как же научиться так вести беседу, чтобы коллеги и руководство не только слушали, но и слышали, что ты говоришь?
Есть четыре основные составляющие, которые влияют на то, насколько серьезно тебя будут воспринимать: что ты говоришь, как говоришь, как ты выглядишь и как ведешь себя с собеседником. И все они должны работать на то, чтобы человек, с которым ты говоришь, воспринимал тебя как уверенную в себе и своей информации, понятную и интересную собеседницу.
Четко и по делу
Первое, на что нужно обратить внимание – содержание твоей речи и то, как ты подаешь информацию. И здесь тебе понадобится взгляд со стороны. Представь себе, что ты даешь интервью, в котором рассказываешь о своей работе. Запиши его на диктофон или сделай видео. Проанализируй запись, можешь показать ее друзьям (мужу), чтобы узнать, насколько хорошо ты излагаешь свои мысли. Не огорчайся, если окажется, что ты делаешь слишком большие паузы, перескакиваешь с темы на тему или отвлекаешься на несущественные детали. Зато теперь ты знаешь, над чем нужно поработать.
Если у тебя проблема с изложением мыслей, не надейся на экспромт. Заранее продумай, что именно ты будешь говорить, и составь хотя бы примерный план, а лучше набросай и текст речи. Если ты путаешься в словах, когда волнуешься, или делаешь большие паузы – старайся во время серьезных разговоров говорить чуть медленнее, чем обычно. Помни, что твои аргументы будут казаться более весомыми, если ты будешь ссылаться на источники своей информации, особенно если это солидные профессиональные издания, научные исследования, мнения авторитетов в вашей области или результаты твоего собственного анализа. Используй фразы: «Согласно исследованиям, эффективность возрастает...», «Проведенный нами анализ показывает…»
Язык тела
Будут ли коллеги и руководство воспринимать тебя всерьез, во многом зависит от того, как ты держишься. Человек с прямой спиной, развернутыми плечами и спокойными широкими жестами подсознательно воспринимается другими как сильный и уверенный в себе, а значит, заслуживающий доверия. И наоборот: человек, который сутулится и сжимается в комок, кажется нам напуганным или слабым – тем, кому доверять не стоит.
Потренируйся держать спину прямой, плечи развернутыми, голову слегка приподнятой. Постепенно, хоть и не быстро, такая осанка станет для тебя привычной, и ее будет просто сохранять даже во время спора с начальством. Важно следить и за тем, в какой позе ты сидишь: если постоянно сутулишься во время работы за компьютером, то будешь делать это и на совещании.
Доказано: человек, который принимает «сильную» позу, не только кажется окружающим уверенным в себе, но и сам чувствует себя увереннее. Поэтому перед важным мероприятием постарайся уединиться: встань ровно, выпрямись, разверни и чуть опусти плечи, поставь ноги на ширину плеч и упри руки в бока. Постой в такой позе хотя бы несколько минут, и тебе будет проще проводить переговоры и отстаивать свое мнение.
Управление голосом
Еще одно обстоятельство, влияющее на то, будут ли собеседники прислушиваться к твоим словам – это то, как именно ты говоришь. Здесь преимуществом является:
Низкий голос. Человек, который им обладает, воспринимается как более серьезный и обстоятельный, чем тот, у кого высокий голос.
Средний темп. Слишком быструю речь тяжело разобрать, а медленная провоцирует слушателей перебивать оратора. К тому же, увеличение скорости речи – признак волнения.
Выразительные интонации. Монотонную речь скучно слушать, через какое-то время твой собеседник начнет отвлекаться и упустит то важное, что ты хотела до него донести. Поэтому надо выделять интонацией самые важные места в своей речи и делать после них небольшие паузы.
Не каждый человек знает, как воспринимают его голос окружающие. Дело в том, что собственный голос доносится до нас не только по воздуху, но и через вибрации костей черепа, именно поэтому большинство не узнают себя в записи: «изнутри» мы слышим совсем не то же, что люди «снаружи».
Тут тебе снова пригодится диктофон. Запиши свой диалог или даже спор с воображаемым оппонентом или проговори доклад, с которым тебе надо выступить перед коллегами. Прослушай запись и отметь все недостатки, которые тебе нужно исправить. А затем тренируйся с диктофоном до тех пор, пока не придешь к устраивающему тебя результату.
Контакт с собеседником
Не последнюю роль в ведении диалога играет умение поддерживать контакт с теми, с кем ты говоришь. Собеседники должны чувствовать, что ты не просто произносишь фразы, а обращаешься именно к ним, и тебе очень важно, чтобы они тебя услышали. Но как этого достичь?
Смотри на человека, с которым говоришь. При этом не обязательно постоянно смотреть ему прямо в глаза: можно направить взгляд на переносицу, время от времени отводить его, но потом снова возвращать взгляд на лицо собеседника. Если ты говоришь сразу с несколькими людьми, смотри по очереди на каждого, уделяя больше внимания самому авторитетному среди них.
В речи используй следующий прием: задавай вопросы и сама на них отвечай. Например: «Что дает нам эта информация? А вот что…» Это поможет тебе удержать внимание слушателей. Еще один способ заставить собеседников прислушиваться к тебе – яркие, образные примеры и шутки. Главное здесь – учитывать вкусы и интересы аудитории и не перебарщивать. А если тебе кажется, что твой собеседник отвлекся, обратись в своей речи к нему по имени.
Пожалуйста, не перебивайте
К сожалению, даже самое искусное изложение мыслей не гарантирует, что собеседник не попытается тебя перебить. Тем более, что женщины в этом смысле особенно уязвимы. Чтобы начальство и коллеги с тобой считались, научись бороться с «перебивальщиками».
■ Сохраняй спокойствие, не волнуйся, не сердись. Не каждый, кто тебя перебивает, хочет тебя задеть. Многие люди просто не сдержаны по характеру или не очень хорошо воспитаны. Но даже если собеседник действительно пытается тебя смутить, не давай ему это сделать.
■ Не стесняйся указывать человеку на то, что он тебя перебил. Говори вежливо, но твердо: «Я еще не договорила», «Не перебивайте меня, пожалуйста», «Давайте обсудим это позже». Кстати, они будут звучать мягче и уважительнее, если добавлять имя собеседника.
■ Если формат общения позволяет, перед началом своей речи попроси коллег не перебивать тебя, а изложить свои вопросы и замечания после того, как ты закончишь.
■ Не сдавайся, если поначалу ты не сможешь остановить «перебивальщиков». В этом деле, как и в любом другом, очень важны готовность пробовать снова и снова. Верь в себя, а если не выходит – сделай так, как советует социальный психолог и специалист по невербальному поведению Эми Кадди: притворяйся уверенной в себе до тех пор, пока сама не поверишь в это.
Секреты красноречия
Еще философы говорили: нет ничего сильнее слова. Действительно, красноречие распахивает перед нами все двери. Вопрос только в том, как же научиться красиво складывать буквы в слова, а слова в предложения? Каждому ли дано? Или это прирожденный дар избранных?
Отвечаем: если захотеть – этому мастерству можно научиться. Вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать твою речь особенной. Запоминающейся.
1. ЭКСПРОМТ. Запиши на видео монолог на любую тему. Послушай и проанализируй свою речь. Есть ли у тебя слова-паразиты? С каким темпом ты говоришь? Выдерживаешь ли паузы там, где они необходимы? Есть ли проблемы с дикцией? Соответствует ли мимика и жесты сказанному? Честные ответы на эти вопросы помогут понять, над чем предстоит работать в первую очередь.
2. СИНОНИМЫ И СРАВНЕНИЯ. Чтобы сделать речь выразительной, мало читать художественную литературу и усердно посещать воркшопы журналистов и писателей. Необходимо ежедневно практиковаться. Попробуй играть в синонимы и сравнения! Например, пальто не оранжевого цвета, а апельсинового. Дворник подметает не мусор, а кусочки земного шара. Чем разнообразнее твой язык, тем ты интереснее обществу. Главное, не переборщить и быть уместной.
3. ДИКЦИЯ. Даже если у тебя нет явных проблем – утро все равно начинай с гимнастики речевого аппарата. Во-первых, разминаем рот. Вытягиваем губы трубочкой и в сомкнутом виде пытаемся ими нарисовать алфавит. Причем каждую букву в обе стороны. Выглядит это забавно, но упражнение здорово помогает снять зажим. Во-вторых, скороговорки. Можно каждый день придумывать новую фразу на проблемный звук и повторять ее в течение минуты. Например, сосед Степан стонал и сетовал Степаниде Станиславовне: слишком серые стены стали. В-третьих, интонации. Попробуй эту скороговорку прочесть с разными эмоциями: радость, злость, разочарование, отчаяние, подозрение.
Помни, во всем важна дисциплина и терпение. Блестящий результат не появится через неделю. И даже через две. Но если заниматься регулярно и правильно – успех обязательно придет.
Анастасия Матвеенко, журналист, телеведущая, Канал «Ю», канал «МУЗ-ТВ»
Фото: DepositPhotos/Fotodom.ru, PR.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl