Куча мусора высотой с «Газпром»: как заработать миллиарды на отходах
Тема утилизации мусора актуальна сейчас как никогда: общество обеспокоено, государство лихорадочно реформирует отрасль. Что нужно сделать, чтобы меры были эффективны и острая проблема стала источником доходов?
Шиес не закончился: на полустанке в глухом архангельском болоте продолжают жить люди, которые съехались сюда со всех уголков России. Они уверены, что несмотря на все обещания властей, общественников, экспертов, сюда все равно приедет московский мусор и в нарушении всяких экологических норм будет похоронен в земле.
Тем более что рассказать об этом президенту на «Прямой линии» так и не рискнули. За всю мусорную повестку ответила девочка-блогер. Вот и все.
Между тем проблема с мусором в нашей стране шире Шиеса. Шире подмосковных свалок, бунты на которых взволновали власть в прошлом году. Даже шире большой «мусорной реформы», о которой пришлось задуматься по причине вышеупомянутых протестов. Проблема в том, что на самом высшем уровне нет понимания, что же с мусором делать.
Основная проблема этой реформы — несоответствие масштабов задачи и времени, которое было отведено на ее реализацию. Государство вынуждено было срочно реагировать на протесты, поскольку раньше просто не занималось проблемой и не хотело слышать предупреждения. В итоге гигантский план родился за несколько месяцев, можно сказать, на коленке, не все необходимые расчеты были проведены.
Но главные сложности реформы — идеологические. Задача ставилась именно как спасение от мусора, а должна была ставиться по-другому: как с максимальной пользой для экологии, экономики и людей этот самый мусор использовать.
Вторая сложность — задачу профинансировать реформу возложили на население, хотя строительство дополнительной инфраструктуры в перспективе должны взять на себя государство и бизнес. В итоге сейчас коммунальные платежи начисляются, а качественной услуги еще нет. Люди отказываются отдавать деньги и возмущены свалками.
Застопорилось и возведение той самой инфраструктуры. И не только потому, что не видно толпы инвесторов. Ведь нам до сих пор не сказали о том, что страна планирует делать с отходами на горизонте хотя бы 10-20 лет. Сортировать? Сжигать? Хоронить? Перерабатывать?
Для сравнения: в Европе в среднем по 27 странам порядка 40% мусора отправляется на полигоны, еще 40% перерабатывается, остальное сжигается и переходит в энергию. В США, с которыми у нас очень похожий по морфологии мусор, 50-60% отправляют на полигоны. Но эти регионы уже не первый десяток лет работают над экологическим вопросом. Нам же придется вновь искать собственный путь в эконаправлении, растить собственный бизнес, искать собственные технологические решения либо перекупать готовые там, где нам будут готовы их продать.