Шоссе энтузиастов. Как устроен бизнес «Тур де Франс»
На чем зарабатывают организаторы главной велогонки планеты, сколько получают гонщики и кто содержит команды.
История «Тур де Франс» началась в 1903 году как рекламный проект французской спортивной газеты L'Auto, в 2019-м «Тур» — главный бренд мирового велоспорта. Многочисленные допинг-истории последних 20 лет — вспомнить хотя бы дело американца Лэнса Армстронга, лишенного в 2012 году семи чемпионских титулов, сильно потрепали имидж «Тура», но не смогли его уничтожить. Организаторы ужесточили допинг-контроль, скандалов стало меньше — и постепенно интерес публики, телевидения и спонсоров вернулся. За три недели июля гонка собирает около 12 млн зрителей вдоль дорог и 3,5 млрд — у телеэкранов. В рекламном караване «Тура» представлены больше 30 брендов, а география стартовых этапов расписана до 2021 года. В 2019-м гонка начнется 6 июля в Брюсселе и побывает в 34 городах — все они платят (от €60 000) за право принять у себя легендарную многодневку. Forbes изучил бухгалтерию «Тур де Франс», выбрал самые интересные цифры и попросил бывшего гонщика команд «Катюша» и Tinkoff-Saxo Павла Брутта прокомментировать зарплатную часть.
Про гонку
€44,5 млн составила прибыль компании Amaury Sport Organisation (A.S.O.) — организатора «Тур де Франс» — за 2017 год, при общей выручке в €227,1 млн. Кроме «Тура», A.S.O. проводит множество других мероприятий в разных видах спорта (например, ралли-марафон «Дакар») и не публикует детализированную отчетность, поэтому оценить долю «Тур де Франс» в общей выручке сложно. У веломногодневки три основных источника дохода: телеправа, рекламные/спонсорские контракты и денежные взносы городов, принимающих этапы гонки.
30 минут занимает проезд рекламного каравана «Тур де Франс». Вереница затейливо тюнингованных автомобилей (в 2018-м их было 160) стартует за несколько часов до пелотона и едет по маршруту гонки, развлекая публику на обочинах. Работающие в караване мерчандайзеры ежедневно раздают сотни тысяч брендированных сувениров и промо-упаковок своей продукции. Участие в этой процессии, придуманной организаторами «Тура» еще в 1930-м, обойдется рекламодателю от €150 000.
€100 000 обязан заплатить A.S.O. город, где стартует первый этап гонки — Grand depart, если привлечет к мероприятию локальных спонсоров. Право принять это событие стоит гораздо дороже. По оценкам Счетной палаты Франции, взнос Лондона в 2007-м составил €10 млн, Дюссельдорфа в 2017-м — €6 млн, Мон-Сен-Мишеля в 2016-м — €2,4 млн. Кроме того, принимающая сторона тратит миллионы евро на подготовку к событию. Но благодаря огромному количеству туристов экономический эффект для региона в несколько раз превышает расходы.