Коворкинг как бизнес-культура: топ-10 офисных площадок Москвы
Хипстеры, фрилансеры, стартаперы — именно такой набор ассоциаций до сих пор преследует коворкинги. Вы непременно встретите там и тех, и других, и третьих, но собирательный портрет резидента, как и сам феномен коворкинга, за последние годы серьезно изменился
Когда программист Брэд Ньюберг, «пионер» коворкингов, впервые открыл офис нового формата в доме феминистского сообщества Spiral Muse в Сан-Франциско, он, вероятно, не предполагал, что его «изобретение» получит всемирную известность и широкое распространение. Коворкинги уверенно вошли в современную городскую жизнь: их количество и география присутствия продолжают расти как на Западе, так и в других странах, в том числе в России. Как развивается сегмент коворкинга в России сегодня — в обзоре Forbes Life.
Статистика говорит за себя: по данным компании Cushman&Wakefield, на первый квартал 2019 года, в Москве, на которую приходится около 90% процентов гибких пространств России, их функционирует более 100. Также она лидирует по общей площади гибких рабочих пространств среди столиц Восточной Европы. Прогнозы аналитиков на будущее тоже оптимистичны: по итогам исследования компании JLL в ближайшие несколько лет в Москве ожидается ежегодный рост сегмента коворкингов на 30-40%. Теперь коворкинг — не просто локальная инициатива энтузиастов, а набирающая популярность бизнес-ниша, активно обсуждаемый тренд рынка офисной недвижимости и составляющая стиля жизни многих предпринимателей и специалистов разных сфер деятельности. Что повлияло на эволюцию рабочих пространств, и какие коворкинги сегодня определяют стиль жизни столичного делового сообщества?
Эволюция коворкинга
Очевидно, феномен коворкинга пришел к нам с Запада. Согласно распространенному мнению, прообразом коворкингов послужили общественные центры для предпринимателей, а также хакерспейсы — пространства, появившиеся в середине 90-х годов в США и Германии для общения людей со схожими интересами в технических и научных областях. Первый же коворкинг был открыт в 2005 году в Сан-Франциско программистом Брэдом Ньюбергом. Существовал он на членские взносы, а офис его располагался в доме феминистского сообщества Spiral Muse. Помимо рабочих мест Ньюберг также предлагал резидентам коворкинга бесплатный Wi-Fi, перерывы на медитацию, совместные вело-прогулки и ланчи.
В России коворкинг появился позже — в 2008 году, когда Алексей Глазков, ныне идеолог российского коворкинг-движения, открыл проект «Башня» в Екатеринбурге. Позже коворкинги получили распространение в Москве и других российских городах. Переломным этапом в развитии сегмента коворкингов на российском рынке с момента их появления по настоящее время стал период с 2014 по 2016 год (некоторые эксперты отмечают период с 2014 по 2015 год). Экономический кризис в России способствовал резкому скачку спроса на коворкинги: как со стороны растущих в численности индивидуальных предпринимателей и стартапов, так и со стороны корпораций, которые вынуждены были искать пути оптимизации затрат.
Именно тогда число коворкингов увеличилось более чем наполовину, а сам коворкинг «проявил себя» в качестве потенциальной полноценной замены офису, как для некоторых специалистов, так и для некоторых компаний, получив мощный стимул к росту и развитию в последующие годы. Важной тенденцией 2017 года стало расширение географии коворкингов: были открыты пространства в Новой Москве и в ближайшем пригороде. В период с 2018 по начало 2019 года сегмент коворкингов все еще продолжал и продолжает находиться на стадии формирования, переживая при этом уверенный рост и культурную трансформацию.
Росту и трансформации коворкингов сегодня способствуют следующие факторы: развитие digital и IT технологий, совершенствующих форматы коммуникации удаленной работы; ориентация на миллениалов, которые ценят мобильность и гибкость и стремятся к поддержанию баланса между работой и личной жизнью; развитие феномена digital nomads («цифровых кочевников»); формирование культуры совместного потребления, как составляющей экономики потребления (sharing economy), которая подразумевает коллективное пользование ресурсами и услугами.
Топ-10 коворкингов Москвы
Довольно часто понятие «коворкинг» в России синонимизируют с понятием «гибкое рабочее пространство», так как данный формат офисной недвижимости возник сравнительно недавно. Такое пространство, как правило, предполагает несколько опций аренды рабочего места, а именно: нефиксированное рабочее место, фиксированное рабочее место и мини-офис. Их средняя стоимость, по последним данным компании JLL, составляет 13 700 рублей/месяц, 18 700 рублей/месяц и 21 400 рублей/месяц соответственно, при этом дороже всего обойдется аренда пространств в ММДЦ «Москва-Сити».