Сон разума рождает кино
«Ирма Веп»: Оливье Ассаяс переснимает самого себя
На НВО выходит мини-сериал «Ирма Веп»: Оливье Ассаяс переснимает свой же фильм 1996 года с Алисией Викандер вместо Мэгги Чун в главной роли.
В Париж на съемки замороченного арт-сериала, который пошагово копирует немых «Вампиров» (1915) Луи Фейада, приезжает голливудская старлетка Мира (Алисия Викандер). Она давно мечтала сняться в чем-то этаком, что подходит под определение «настоящее искусство», но возможность выбирать получила, только когда голливудский супергеройский боевик «Судная ночь» сделал ее знаменитой. Ее хищная агентша из Лос-Анджелеса считает, что Мире не нужно размениваться на эту чушь, а лучше подписаться на участие в фем-версии «Серебряного серфера». Но Мира очарована парижскими съемками, где только заполошный режиссер Рене Видаль (Венсан Макен) понимает мотивацию героев Фейада. Во второй серии черно-белой классики бандит по кличке Великий Вампир травит перстнем с ядом русскую танцовщицу Марфу Кутилову, но актриса в роли Марфы и актер в роли ее возлюбленного-журналиста абсолютно не понимают зачем. «Да это же ясно как день! — кипятится Видаль.— Он хотел разбить сердце своему врагу-журналисту». Двоим рациональным миллениалам не постичь извращенной тонкости Belle Epoque: ну хотел, так пристрелил бы парня, да и дело с концом, при чем тут еще какое-то сердце (бывает, впрочем, что актеры просто не дочитывают сценарий).
Происходящее идеально описывают слова популярной песенки: «Не наврали про невроз этикетки сигарет — я такая пост-пост, я такая мета-мета». Нынешняя «Ирма» — это именно пост и мета, потому что Ассаяс уже снял «Ирму Веп» с точно таким сюжетом в 1996-м и теперь переснимает сам себя. Тогда влюбленного в черно-белых «Вампиров» невротизированного режиссера играл Жан-Пьер Лео, воплощавший всех мэтров новой волны разом.