Kion и «Немцы»: почему стриминг-революция в России забуксовала — на примере сложного политического сериала для взрослых с матом и сексом
Многие пока не знают, но в России появился новый (или очередной) стриминговый сервис Kion от МТС. По сути это еще один источник оригинальных российских сериалов и фильмов, что само по себе неплохо, хотя генеральный директор сервиса Игорь Мишин именует проект не иначе как «гипермаркетом эмоций». Кинокритик Егор Беликов посмотрел самый серьезный эксклюзив Kion, аж десятичасовой мини-сериал «Немцы», экранизацию одноименного романа Александра Терехова, получившего за эту работу премию «Нацбест», и пытается понять, что сейчас происходит с отечественным стриминг-бумом.
Антон Эбергард (Евгений Коряковский) — удивительный персонаж, казалось бы, невозможный для современной российской глубинки, но все же вот он, оппозиционный журналист, который разоблачает местных бонз, но вдруг от нужды однажды переходит на темную сторону силы и хитрым образом устраивается главой пресс-службы мэрии. Как может казаться до поры до времени — просто продался.
Главный герой этого сериала — лицемер-правдоруб, поэтому и рецензию на «Немцев» хочется начать со срыва покровов с голого короля. Само появление на свет этого проекта обусловлено престранным стечением обстоятельств, это экономическая аномалия. Все дело в том, что держатели больших капиталов выкатывают свою самую крупнокалиберную артиллерию ради того, чтобы отхватить побольше долю на ширящемся рынке онлайн-кинотеатров. Яндекс купил себе «Кинопоиск» и превратил в стриминговый сервис. У Сбера — Okko. Теперь своего странного кандидата на третье место по рынку выкатил, внезапно, МТС. Сотовый оператор пригласил бывшего директора Муз-ТВ и ТНТ, значительного телевизионщика из 90-х Игоря Мишина. Тот попытался произвести некоторое количество эксклюзивных сериалов, «Немцы» — самый небесстыдный из них. По сути, на этот проект хотят завлечь первых зрителей, которые, надеются наймиты МТС, породят сарафан — то есть на самом релизе этого проекта никто не собирался заработать, он априори выходит на узкую базу и ни на что не претендует. Впрочем, даже на этой аудитории сериал явно не работает: у KION есть внутренний пользовательский рейтинг, и там у «Немцев» 5,6/10.
Словом, рынок заливают деньгами доверху. Сервисы производят так много контента, что ужас берет. Контент — слово некрасивое, не очень настоящему кинематографу подходящее, но большую часть того, что сейчас снимают, действительно иначе как контентом не назовешь — бесформенная видеомасса без роду, без племени, без задумки, без смысла.
Так вот, «Немцы», несмотря ни на что, — не такие. Это сериал откуда-то из приграничной стилевой и смысловой зоны, отчаянно несовершенный, но вроде бы ни на что иное не похожий. Перед нами серьезная отповедь сегодняшней российской вертикали власти — на это намекает сценарная структура, позаимствованная из одноименного романа Александра Терехова, крайне вольно адаптированного для экрана (но об этих самых вольностях позже), — у многих героев, включая главного, немецкие фамилии, и это даже не значит, что действие происходит где-то в Поволжье, ведь там в XX веке образовалась многочисленная немецкоговорящая народность. Нехорошо так сейчас писать про Навального и его штаб, но если бы они, к примеру, искали приложение своих творческих сил в игровом кино и прибегли к иносказательности, которая им обычно недоступна (и это нормально, у них были другие цели и задачи, исключительно политические), то, может, и написали бы такой сценарий, как «Немцы». Все эти «немцы» понимаются в посконном значении этого слова — так издревле в России называли любых чужаков, национальность их неважна. По сценарному совпадению все эти герои принадлежат ко властной верхушке города — и Эбергард тоже туда включается в начале сюжета. Авторы сериала неиронично намекают, что Россия будто захвачена и управляется чужими, врагами, оккупантами — и страна сдалась эксплуатантам без боя. Это, что и говорить, смелое заявление.