Кинем кости? Невероятная история настольных игр
Индустрия настольных игр переживает невиданный расцвет, но это тренд отнюдь не последних десятилетий и даже не столетий.
Древнейшие «настолки» появились более пяти тысяч лет назад и прошли интереснейший путь развития, который, уверены знатоки, еще не окончен.
Во что играли древние
Первые настольные игры появились в Индии, Китае и Месопотамии. Игроки, собиравшиеся за столом, просто кидали кости, камушки с рисунками или некое подобие кубиков на твердую поверхность, и победителем становился тот, кто набирал большее количество очков. Некоторые игры не дожили до наших дней, хотя многократно упоминаются в исторических источниках.
Например, древнеегипетский сенет, напоминающий современные шашки. Наборы для него находили и находят в гробницах фараонов, видимо, их оставляли там, чтобы усопшему было не так скучно в царстве мертвых. А вот нарды, придуманные на Ближнем Востоке, живы до сих пор. В Древнем Китае существовали уникальные вариации на тему вроде любо — помесь азартной игры с гаданием. А прообраз современного домино появился в Индии в конце 1-го тысячелетия, и оттуда же, по-видимому, берут начало шахматы.
Индийская игра чаупар упоминается еще в древнем эпосе «Махабхарата», причем финал игры там влияет на судьбы государств и их правителей. По легенде, один из индийских императоров так любил это развлечение, что выложил перед своим дворцом огромное игровое поле из красного и белого мрамора. По клеткам передвигались красавицы-наложницы из гарема, именно они были живыми «фигурами».
Что же касается домино, хотя цветные пластинки с точками и появились на Востоке, в Азии, однако современный вид игра приобрела в Европе, да и название свое получила в честь монахов-доминиканцев (они, кстати, носили белые плащи с черными капюшонами). В карты им играть воспрещалось, а вот домино в католических монастырях было разрешено.
Настольные игры стремительно распространялись по Азии, в каждой стране приобретая конкретные черты и разнообразные варианты. На основе одних только костяшек в Китае было придумано не менее полусотни самых разнообразных игр.
Не отставали и коренные народы Америки. Инки и майя тоже любили игральные кости, но, помимо этого, изобретали и многочисленные стратегические игры, в основном на тему охоты, иногда войны. Сюжеты их игр впечатляют — например, на небольшом кусочке земли разыгрывалась настоящая битва между двумя сторонами на спине гигантского змея.
Не гнушались игр с костяшками и в Европе, вот только информации о них осталось совсем мало. Исследователи докопались до оригинальной скандинавской игры под названием хнефтафл — это то же «шашечное» семейство, только расстановки на квадратном поле не были симметричными, что делало игру более замысловатой. Из Исландии, Гренландии и Англии благодаря викингам это развлечение попало даже в Киевскую Русь и в летописях фигурирует под названием «тавлеи».
Средневековые «настолки»
С течением времени игры становились сложнее. Одноцветная шахматная доска стала черно-белой, поменялись ходы противников, появились новые фигуры. К слову, правила классических шахмат с XII века практически не менялись, да и шашечные утвердились примерно в то же время.
Новый поворот происходит в XIII–XIV веках — из Египта в Европу попадают игральные карты . Разнообразие колод тогда поражало воображение, но, что интересно, духовные лидеры сразу же невзлюбили карты и пытались их запрещать. Как, впрочем, и другие настольные игры. Не подвергались санкциям только шашки — их почему-то все считали безобидными. Что касается карточных героев — дам, валетов, королей, — то одно время их изображали в виде знаменитых исторических персонажей вроде Юлия Цезаря и Александра Македонского. Самих же игр существовало не менее полусотни.
Позже, в XVIII–XIX веках, вошли в моду игры картонажные. Это не про классические карты, а про изображаемую на поле ситуацию, будь то пересечение сложной местности или, скажем, осада крепости картонными солдатиками. Так постепенно сформировались лото, гусек, а также настоящие тематические произведения игрового искусства вроде «Штурма Измаила» или «Отступления Наполеона из Москвы». Такие развлечения пользовались популярностью и у кавалеров, и у дам, в типографиях печатались фишки, поля и красивые карточки, одно время вообще считалось, что подобная интерпретация известных сражений способствует патриотическому воспитанию молодежи.