История коллекционеров Морозовых и их выставок

Караван историйИстория

Братья Морозовы. Собиратели шедевров

Нина Белова

ак-то в Париже читаю в газетах: посмертная выставка Гогена, — рассказывал Михаил Морозов художнику Константину Коровину. — Поехал он на острова Таити... Замечательные женщины, сложены как Венеры, цвета бронзы. Небо розовое, деревья синие, ананасы, белые апельсины... И сделался он дикарем. И писать стал как дикарь... Выставка открыта — не помню уже в каком месте. Сейчас же поехал. И ахнул! До того чудно, что думаю - эге!.. Покажу брату и Москву удивлю!"

Михаил Морозов, представитель известной купеческой династии, купил в Париже четыре картины французского художника, в том числе знаменитую впоследствии «Пирогу», и привез их в Москву. «Брату показывал. Накось!.. Он смотрел, смотрел и сказал: «Что-то есть...» Явно — есть! Это тебе не импрессионисты...» — радовался Миша. Москва же просто ошалела от неистовых таитянских пейзажей. «Картины Гогена висят на стене в столовой, — вспоминал Коровин. — Хозяин, сияя, показывает их гостям, объясняет — вот, мол, художник какой: для искусства уехал на край света. Кругом огнедышащие горы, народ гольем ходит... Жара...»

К чудачествам Миши Морозова в Белокаменной привыкли. Говорили, что за одну ночь он проиграл в карты в Купеческом клубе табачному фабриканту Бостанжогло миллион рублей, что в своем доме выставил в хрустальном саркофаге древнеегипетскую мумию. Но чаще судачили о скандальных картинах, которые привозил из Парижа: о дикарских рисунках Гогена, «ночных бабочках» Дега, звездах кафешантанов Тулуз-Лотрека.

Братья-погодки Михаил и Иван Морозовы были от природы наделены весьма разным темпераментом. В импульсивном Михаиле явно сказывалась кровь маменькиного рода, купцов Хлудовых, и сходство со знаменитым дядей, пьяницей и бузотером Михаилом Хлудовым, не заканчивалось только именем. Иван был человеком иного склада — спокойным и уравновешенным. «Постоянное доброжелательство и добродушие пронизывало насквозь этого ленивого добряка...» — вспоминал Юрий Бахрушин. А художник Сергей Виноградов, хорошо знавший обоих, и вовсе называл Ивана «теленком с добрыми глазами».

В импульсивном Михаиле явно сказывалась кровь маменькиного рода, купцов Хлудовых, и сходство со знаменитым дядей, бузотером Михаилом Хлудовым

Со своей молодой женой Маргаритой и детьми Михаил Морозов жил в собственном особняке с античными колоннами на углу Глазовского переулка и Смоленского бульвара. Старообрядческие иконы, развешенные на стенах особняка, соседствовали с полотнами Поля Гогена и Клода Моне, лучшие французские вина стояли на одном столе с необъятных размеров русским самоваром.

Большой, шумный, неуемный, с лучистыми близорукими глазами, Михаил был человеком разносторонним и увлекающимся. Он окончил Московский университет, мечтал заниматься наукой, писал статьи по истории, но потом страстно отдался собирательству. Каждый год Морозовы бывали в Париже, где у них имелась небольшая квартирка с горничной. Начинал Михаил осторожно — с барбизонцев, художников реалистического толка. Потом погрузился в увлекательный мир французского импрессионизма, привозил Дега, Ренуара, Моне, Мане. Обладая не только хорошим вкусом, но и «нюхом», первым познакомил Москву с картинами Гогена, Ван Гога, Боннара.

Каждое воскресенье, к двум часам дня — позднему завтраку, в его доме собирались художники, с которыми он водил дружбу — Серов, Коровин, Врубель, Архипов, Досекин, братья Васнецовы, — пообщаться и посмотреть на свежие приобретения хозяина. Ближайший приятель Михаила Абрамовича художник Сергей Виноградов вспоминал: «Ах, эти чудесные, незабываемые воскресные завтраки! Сколько переговорено самого настоящего, самого интересного за время этих завтраков... И тут беседы, тут споры, тут оценка всяких художественных произведений шла неумолчно». По всему дому разносился сладковатый аромат английского табака и первосортных сигар, рекой лилось розовое шампанское (классическое игристое днем пить не полагалось — считалось «не тонно»).

На этих завтраках часто бывал и Иван Морозов, а вот затащить туда третьего брата — Арсения — было невозможно. Младший Морозов — любитель охоты и собак — слыл человеком взбалмошным и несерьезным. На Воздвиженке он выстроил особняк в диковинном мавританско-португальском стиле, над которым потешалась вся Москва. Дом Арсения славился шикарными банкетами, говорили, что «гостей собиралось столько, что дамскому вееру негде было упасть». В отличие от старших братьев он картинами не увлекался. Говорил, что его странный дом переживет всех, а коллекции братьев забудут.

Со своей молодой женой Маргаритой и детьми Михаил Морозов жил в собственном особняке на углу Глазовского переулка и Смоленского бульвара

Михаил и Арсений мало интересовались семейными делами, и в конце концов заняться «ситцевым бизнесом» пришлось среднему брату — Ивану. Получив в Швейцарии диплом Высшей технической школы Цюриха, он вступил в управление родовой фирмой — Товариществом Тверской мануфактуры бумажных изделий. Несколько лет жил в Твери, бывая в Москве лишь наездами, налаживал производство, расширял круг сбыта и богател. Благодаря упорству и предприимчивости Ивана капитал семейного предприятия вырос в три раза. Тверская мануфактура выпускала двадцать семь видов различных текстильных изделий сорока девяти сортов. Морозовские ситцы пользовались большим спросом, продавались в Москве, на Нижегородской, Ирбитской и Урюпинской ярмарках, поставлялись в Среднюю Азию, Сибирь, Крым, на Кавказ. К тому же Морозовы имели вес в лесной и химической отраслях, банковской сфере.

В 1900 году Иван перебирается из Твери в Москву и обзаводится собственным домом. У вдовы родного дяди Давида Абрамовича Морозова покупает дворянскую усадьбу на Пречистенке — одну из немногих, которым посчастливилось уцелеть после пожара 1812 года, и оживляет ее зваными обедами, куда как по команде отправились приятели старшего брата — от Пречистенки до Смоленского пешком меньше получаса. Вряд ли Иван Абрамович «переманивал» литераторов, артистов и художников из салона Миши и Маргариты. Они сами тянулись к успешному капиталисту, привлекавшему к себе не только деньгами и винным погребом.

Вот как описывает Илья Остроухов «большой холостой обед у Ивана Абрамовича»: «Много интересных людей — милейший шестидесятилетний юноша Сорокоумовский, Садовский, Шаляпин, Васнецов... Прекрасный обед, свечи, вино, после обеда, так до полуночи, карты. В самой веселой компании. Я чуть ли не год не играл, на мое несчастье Иван Абрамович и Шаляпин влетают мне в страшно крупную сумму...»

О портрете актрисы «Комеди Франсез» Жанны Самари кисти Ренуара французский журналист Луи Леруа отозвался довольно оригинально: «Этот портрет можно есть ложкой!»

Страстью к коллекционированию Михаил заразил и брата, тот начинает делать первые художественные приобретения: покупает русскую живопись, а с 1903 года — французских импрессионистов. В юности Иван мечтал стать художником. В гимназические годы их с братом учили рисованию гораздо серьезнее, чем полагалось в купеческих семьях. Сначала Михаил с Иваном занимались в художественной студии Николая Мартынова, затем года два раз в неделю к ним приходил Константин Коровин, в ту пору еще студент Училища живописи, ваяния и зодчества, живший в доме по соседству. Но если Миша забросил живопись рано, то Иван еще долго не расставался с мольбертом. «В Цюрихе каждую свободную минуту я брал свой ящик с красками и отправлялся в горы на этюды. Это лучшие мои воспоминания», — признавался он.

А между тем в Москве о Морозове-старшем продолжали говорить: «Картины, картины губят его...» Но как оказалось, погубили Михаила вовсе не картины. Махнув рукой на свою склонность к полноте, он пил и ел без ограничений, а на жену, пытавшуюся его образумить, топал ногами. В результате хроническое заболевание почек прогрессировало. После одного из пиршеств, где хозяин переел сырокопченого мяса, запивая его водкой, началось обострение воспалительного процесса. Спасти Морозова не удалось...

И хотя Михаил умер совсем молодым — на тридцать четвертом году жизни, в его коллекции оказалось немало подлинных жемчужин новейшей французской живописи: «Кабачок» Эдуарда Мане, «Поле маков» Клода Моне, «Пирога» Поля Гогена, «Море в Сент-Мари» Винсента Ван Гога. Михаилом был куплен и большой парадный портрет актрисы «Комеди Франсез» Жанны Самари кисти Ренуара.

Ранняя и неожиданная кончина брата потрясла Ивана, и он принял на себя заботу о его вдове и четырех детях.

Тридцатилетний безупречно элегантный миллионер слыл одним из самых завидных московских женихов, однако с женитьбой не спешил. Правда его часто видели в «Яре» — знаменитом ресторане на Петербургском шоссе, но едва ли кому-то приходило в голову, что именно здесь обитал предмет его страсти. А между тем так оно и было. В 1901 году Иван познакомился с хорошенькой шестнадцатилетней хористкой «Яра» Евдокией Кладовщиковой, которую все ласково называли Досей, и совершенно потерял голову. Спустя два года на свет появилась их дочь — Дося-младшая. Связь тщательно скрывалась. О ребенке было известно лишь самым близким, девочка росла в семье старшей замужней сестры Доси.

Хотя Михаил умер совсем молодым — на тридцать четвертом году жизни, в его коллекции оказалось немало подлинных жемчужин новейшей французской живописи, в том числе и «Море в Сент-Мари» Винсента Ван Гога

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Евгений Матвеев. Любовь земная. Интервью с дочерью актера Светланой Евгений Матвеев. Любовь земная. Интервью с дочерью актера Светланой

Дочь Евгения Матвеева рассказывает о своем знаменитом отце

Караван историй
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
Искусство жить красиво Искусство жить красиво

История у гостиницы «Метрополь» всегда была непростой

Караван историй
Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую

Как маленькая квартира может стать больше большой

Inc.
Елизавета II: долг как смысл жизни Елизавета II: долг как смысл жизни

Елизавета II с самого начала твердо знала, что у нее нет возможности ошибиться

Караван историй
Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем

Как помочь своему организму заснуть?

Maxim
На своем месте На своем месте

В этом году в жизни Владимира Мединского большие перемены

GQ
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Премьерный показ Премьерный показ

Новая квартира танцоров Мариинского театра Владимира и Марии Шкляровых

AD
Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать

Какие продукты стоит внести в меню, чтобы поддерживать тело в тонусе?

Правила жизни
Стройка с федеральным размахом: ТОП-20 застройщиков, реализующих проекты за пределами домашнего региона Стройка с федеральным размахом: ТОП-20 застройщиков, реализующих проекты за пределами домашнего региона

Рэнкинг застройщиков, вышедших из домашних регионов на федеральный уровень

ФедералПресс
«Если я выйду из соцсетей и сконцентрируюсь, то немедленно «Войну и мир» напишу» «Если я выйду из соцсетей и сконцентрируюсь, то немедленно «Войну и мир» напишу»

Александр Цыпкин многим известен прежде всего как автор «БеспринцЫпных чтений»

OK!
Защитники нейросетей Защитники нейросетей

Спрос на специалистов по безопасности ИИ вырос в 4 раза

Ведомости
Токари без кодеров Токари без кодеров

Каких айтишников не хватает промышленности России?

Ведомости
Отец телевидения Владимир Зворыкин: история изобретения, изменившего мир Отец телевидения Владимир Зворыкин: история изобретения, изменившего мир

Почему отец телевидения Владимир Зворыкин возненавидел свое творение

ТехИнсайдер
Искусство для искусства Искусство для искусства

Стильный интерьер для коллекционеров современного искусства

SALON-Interior
Книга как искусство Книга как искусство

На протяжении долгих веков книга являлась главным хранителем информации

Знание – сила
Как королевские особы влияли на моду? Посмотрите на примеры королевы Виктории и принцессы Дианы Как королевские особы влияли на моду? Посмотрите на примеры королевы Виктории и принцессы Дианы

Влияние монархов на стиль даже в XXI веке куда глубже, чем кажется

ТехИнсайдер
Жжение внутри Жжение внутри

Когда возникает гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь

Здоровье
«Гипотеза белых дыр» «Гипотеза белых дыр»

Почему снаружи белая дыра не отличается от черной

N+1
Нежаркие тропики Нежаркие тропики

Визуальным кодом квартиры стали зелёные оттенки и тропические принты

Идеи Вашего Дома
Лофт для леди Лофт для леди

Интерьер, базирующийся на эстетике индустриальных пространств, однако, воздушный

Идеи Вашего Дома
Icegergert Icegergert

Как 23-летний музыкант Георгий Гергерт встряхнул российскую рэп-сцену

Собака.ru
Дипфейк и верификация видео: как не стать жертвой обмана Дипфейк и верификация видео: как не стать жертвой обмана

Как обезопасить себя от дипфейков и мошеннических видео

Правила жизни
Хуссам Шакуф: «Мне нравится расширять границы привычного» Хуссам Шакуф: «Мне нравится расширять границы привычного»

Работы архитектора Хуссама Шакуфа расширяют границы современного урбанизма

Ведомости
Недолгий триумф «арийской физики» Недолгий триумф «арийской физики»

В какой тупик может завести себя наука, если станет служанкой нацизма

Знание – сила
Группы, в которых не менялся состав. Никогда Группы, в которых не менялся состав. Никогда

Группы, в которых состав отличается своей стабильностью

Maxim
Как понять, что организму не хватает магния: 10 тревожных признаков Как понять, что организму не хватает магния: 10 тревожных признаков

Разбираемся, как понять, что магния стало катастрофически мало

ТехИнсайдер
Как роботы захватывали ПМЭФ: от диковинки до обыденности Как роботы захватывали ПМЭФ: от диковинки до обыденности

Как на примере роботов ПМЭФ можно проследить путь прорывной технологии

Inc.
Гуннов вновь назвали носителями енисейских языков Гуннов вновь назвали носителями енисейских языков

Хунну и гунны, возможно, говорили на одном из енисейских языков

N+1
Открыть в приложении