Первая феминистка, которая победила лишь спустя века

Караван историйИстория

Артемизия Джентилески. Бои без правил

Им мало было растоптать ее душу и уничтожить остатки репутации. В конце концов к ней применили пытки, чтобы убедиться, что не лжет. Едва не теряя сознание от боли, она продолжала выкрикивать одно и то же: "Это правда! Правда, правда!"

Татьяна Миргородская

Фото: Fine Art Images/Legion-media/фото репродукции картины А. Джентилески «Автопортрет в образе аллегории Живописи»

Процесс по делу Артемизии Джентилески начался в марте 1612 года и длился несколько месяцев. Но для художницы он не закончился до самой ее смерти. Отзвуки пережитых унижений послужили своеобразным вдохновением для творчества. Картины Джентилески обличали мужское насилие и воспевали женский протест и силу духа.

Артемизия родилась в Риме восьмого июля 1593 года. Отец Орацио Джентилески, сын тосканского ювелира, был достаточно популярным художником. Его жена Пруденция умерла, когда дочери исполнилось двенадцать, и на плечи девочки легли домашние хлопоты и забота о младших братьях. Довольно быстро Орацио разглядел в Артемизии способности к рисованию и взялся сам ее учить. Надо заметить, что жанрами, приличествующими женщине, являлись тогда разве что натюрморты да пейзажи. Изображение человека не слишком поощрялось, а уж об обнаженной натуре и помыслить было невозможно. Впрочем, Артемизия, наделенная изобретательностью, которую современники заклеймили бы как непристойную, находила довольно пикантные возможности для изучения анатомии: делала наброски собственного отражения в зеркале, а еще подглядывала за купающимися юношами и наблюдала на вечеринках за художниками, веселящимися с девицами легкого поведения. Все это ей однажды припомнят...

Фото: www.bridgemanimages.com/fotodom/фото репродукции фрагмента гравюры «Орацио Джентилески». Частная коллекция

Орацио Джентилески с детьми обитал в квартале художников, где помимо богемы ошивались воры, пьяницы и проститутки. Впрочем, и среди живописцев попадались люди разные. Например Караваджо. Все знали, что Микеланджело Меризи — человек опасный, повеса, скандалист и драчун. Но признавали, что гений. Он частенько бывал в доме Орацио, проводя время за ужином и беседой, одалживал какие-то вещи в качестве реквизита для эскизов — корзину, кувшин или связку птичьих перьев, задумав изобразить крылья ангела. Караваджо первым после отца заметил искру таланта в дочери приятеля. Именно у него юная художница переняла принцип рисовать библейских и мифологических героев как обычных людей. Свою первую большую картину «Сусанна и старцы» Артемизия создала в семнадцать лет, в каком-то смысле предсказав собственное будущее. Согласно легенде, за купающейся в саду Сусанной подглядывала пара почтенных судей, которые затем пытались шантажом принудить ее к связи, угрожая ложным обвинением в прелюбодеянии. Но и под страхом смертного приговора девушка не согласилась. Спас ее от расправы пророк Даниил.

Фото: Fine Art Images/Legion-media/фото репродукции картины А. Джентилески «Сусанна и старцы»

Помимо Караваджо у Орацио имелось немало друзей сомнительных моральных качеств. Они охотно пользовались гостеприимством щедрого художника, а заодно наблюдали, как растет и хорошеет его дочь. Заигрываниями и полушутливыми ухаживаниями дело порой не ограничивалось. Первым посягнул на дочь друга Козимо Куорли. Попытка сорвалась. Это удалось другому...

 Фото: Fine Art Images/Legion-media/фото репродукции картины неизвестного художника «Портрет Микеланджело Меризи Караваджо»

Агостино Тасси — с ним вместе Джентилески расписывал папский Квиринальский дворец — был человеком ярким и привлекательным. Ему-то за неимением времени Орацио и доверил дальнейшее обучение дочери. Отец видел в таланте Артемизии прежде всего практическую выгоду: она поможет в работе, это позволит брать больше заказов. Почему Орацио впустил этого человека в дом и поручил ему свою дочь — загадка. Как и Караваджо, Тасси, считая общепринятые правила устаревшими предрассудками, много пил, был весьма любвеобилен, наделал долгов... Остается предположить, будто Джентилески по наивности не допускал мысли, что друг способен злоупотребить его доверием.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении