Как Web 3.0 перевернет интернет и отправит нас в метавселенные
Что общего между связью 5G, диджеем Marshmello, NFT, бутиком Gucci и искусственным интеллектом? Из этой сложной смеси технологий, понятий и различных интересов у нас на глазах формируется будущее интернета. Степан Сергеев, основатель и CEO студии разработки OneWayBlock рассказал, почему он будет совсем не похож на тот, который мы знаем.
Рост в геометрической прогрессии вплоть до 2030 года предрекают рынку Web 3.0 аналитики из Market Research Future. Пока сложно выразить эту динамику в конкретных цифрах, просто потому что отраслевые специалисты до сих пор не пришли к консенсусу относительно того, какие именно технологические и бизнес-идеи следует учитывать. Впрочем, общие контуры интернета третьего поколения уже можно рассмотреть.
Многие публикации, посвященные эволюции глобальной сети в контексте Web 3.0, начинаются с истории о том, как охотники-собиратели бороздили просторы африканских саванн. Не будем уподобляться «историкам» и просто очертим крупными штрихами каждое из поколений.
Тридцать лет назад Web 1.0 строился вокруг сайтов, на которых пользователи могли найти нужную им информацию. Переход ко второму поколению состоялся, когда процесс посещения интернета стал интерактивным – помимо чтения, пользователи получили возможность наполнять интернет собственным контентом. Этот огромный прорыв, подаривший нам социальные сети, как раз и принято называть Web 2.0. В нем, собственно, мы сейчас и живем.
Зачем нам Web 3.0
По мере расширения возможностей интернета, в последние полтора десятилетия, в нем стали усиливаться не столь уж привлекательные черты. Например, сверхцентрализация, которая привела к тому, что интернетом по сути управляют всего несколько транснациональных корпораций. Также можно отметить и полный контроль платформ над пользовательскими данными, включая персональные. Сейчас соцсеть знает о вас больше, чем члены вашей семьи, и условный Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) не стесняется зарабатывать на этом знании.
Множество рекламных компаний покупают и аккумулируют сведения о разных аудиториях. И использование этих данных отнюдь не ограничивается таргетированием на нас подходящих коммерческих баннеров. Все могли убедиться в этом на примере Cambridge Analytica. Растущей в последние годы по всему миру поляризации сообществ мы в значительной степени обязаны именно подобным технологиям.
Энтузиасты перехода на технологии третьего поколения уверены, что WEB 3.0 решит эти и многие другие проблемы, одновременно превратив интернет в демократическую и дружественную к пользователю среду, контроль над которой будет осуществляться исключительно самим сообществом.