«Как в плохом анекдоте»: зять миллиардера Тимченко мог запустить новый передел в рыбной отрасли
Письмо премьеру Михаилу Мишустину от Глеба Франка могло спровоцировать очередную дискуссию о перераспределении квот на рыбу и краба. Участники рынка беспокоятся, что реформа негативно скажется на отрасли.
Экономическая отдача от рыбной промышленности в России на 30-50% ниже, чем за рубежом, а отечественный флот безнадежно устарел, считают в Русской рыбопромышленной компании (РРПК). Свои чаяния компания зятя Геннадия Тимченко Глеба Франка описала в письме премьеру Михаилу Мишустину от 13 июля (есть в распоряжении Forbes) и предложила набор реформ, которые уже частично повторили чиновники.
Кто виноват
Российская рыбная отрасль имеет сырьевой крен, жалуется РРПК Мишустину. Рыбаки экспортируют в основном свежемороженную рыбу низкой степени переработки, это 80% поставок минтая, трески, сельди и тихоокеанских лососей, говорится в письме. Рыбный флот изношен, порты обветшали, указывает РРПК. А рыбаки экономят и покупают старые суда из Азии и Скандинавии.
Из-за отсутствия заказов российские верфи отстали в разработках оборудования, что «привело к критической зависимости от поставок из ЕС, США, Норвегии, стран Азии», предупреждает РРПК. А отечественные рыбаки предпочитают перерабатывать рыбу в странах Восточной Азии и Скандинавии. Таким образом, вместо отечественной инфраструктуры они развивают порты Китая, Кореи и Норвегии, заключает РРПК.
В итоге российский рынок недополучает рыбную продукцию, бюджет — налоги, а порты и верфи — инвестиции, резюмирует компания Франка.
Что делать
Ключевым барьером является «физически изношенный и технически устаревший российский рыбопромысловый флот», указывает РРПК. Чтобы преодолеть сырьевую направленность производства и экспорта, компания Франка предлагает четыре шага: полностью загрузить новый флот инвестквотами (сейчас загружен на 50%), с 2034 года использовать суда не старше 30 лет, более жестко регулировать налоговые льготы и выставить на торги еще не проходившие через них квоты на вылов крабов и ряда других ресурсов (морского ежа, трубача и креветки).
Новое перераспределение квот следует проводить без ущерба для нынешних участников программы инвестквот и победителей аукционов последних лет, в том числе торгов в 2012-2017 годах, где разыгрывались квоты на крабов. По их итогам компания Франка, ранее не занимавшаяся выловом краба, вошла на рынок, где к 2019 году стала вторым игроком. Весь экспорт российского краба оценивается примерно в $1 млрд.