Как учатся современные дети в России и что происходит с отечественной системой образования? Заменит ли дистанционное обучение офлайн? Отвечают учителя
Esquire расспросил лауреатов премии "Учитель года" разных лет о настоящем и будущем школьного образования.
Как учатся поколения Z и альфа?
За годы преподавания поняла, что детей больше привлекает практика. Поэтому стараюсь заинтересовать учеников, сделать так, чтобы появилась мотивация к дальнейшему обучению, ведь сейчас так много возможностей для развития. Это и образовательная среда в целом, и дополнительное образование. Важно с помощью интерактивных методов создать условия для познавательной активности. Если ученики не только осваивают материал урока, но и общаются и между собой, и с преподавателями, то впоследствии становятся деятельными, размышляющими, не боящимися спорить и отстаивать мнение, выдвигать гипотезы, делать выводы, экспериментировать. Стараюсь сделать процесс обучения более индивидуализированным, ищу возможности для проектной деятельности, профильного обучения, чтобы школьники могли самореализовываться. Существуют различные инструменты, позволяющие учителям сделать это. Но важно, чтобы их перечень расширялся.
Изменилась ли мотивация учеников в связи со всплеском онлайн-профессий?
О том, что существует какая-то ярко выраженная тенденция и изменение мотивации, говорить я бы не стала. Но то, что благодаря этому появилось больше возможностей приобрести знания, совершенно точно. С помощью сети интернет школьники и учителя могут участвовать во всероссийских и международных конкурсах, конференциях и олимпиадах. Возьмите любой класс, и вы встретите в нем и экстравертов с интровертами, и усидчивых и неусидчивых, и тех, кому легко работать в коллективе, а кому — одному. Это нормально. У каждого свои особенности, и задача учителей — организовать грамотный учебный процесс, понятный и удобный для всех.
Современные дети посещают школу, поступают в университет для родителей, для корочки, престижа?
Думаю, у каждого свои причины. Учиться нужно не ради оценок и похвалы от родителей, а для приобретения навыков, чтобы сформировать картину мира, воспринимать информацию, стать востребованным специалистом, делать осознанный выбор, разбираться во взаимосвязи явлений и процессов. Я стараюсь объяснить ребенку, который говорит, что не хочет учить физику и вообще физиком становиться не планирует, что знания помогут во многих бытовых вопросах.
Может ли дистанционное образование вытеснить классическое? И имеет ли дистант ряд преимуществ перед классикой?
Не думаю. Школа всегда держалась и держится на учителе, который стоит с мелом у доски, объясняет материал, спрашивает учеников, взаимодействует с ними (а то только объясняет и спрашивает). Мы никуда не уйдем от живого общения, человек — существо социальное. Поэтому школа в ее классическом понимании не исчезнет.