Как сторис стали главным медиаформатом мобильных приложений
Соцсети, бизнес-приложения и даже Google — как и за счет чего сторис пробрались всюду? Рассказываем историю успеха короткого контентного формата, как Россия стала одним из центров его развития, а также объясняем со слов «Тинькофф», «Мегафона», «Макдоналдс» и «Додо пиццы», зачем нужны сторис в мобильных приложениях корпораций.
Сторис сегодня везде или почти везде. В сервисах знакомств, банковских приложениях, СМИ. За семь лет после появления сторис в соцсети для обмена фото и видео формат освоили мобильные приложения и веб-страницы без преувеличения любого толка. Сегодня никого не удивить тем, что у Ozon или Spotify, на LinkedIn или в Bumble можно встретить иконки, под каждой из которых скрывается серия слайдов.
Формат оказался невероятно популярным в эпоху все ускоряющегося потребления контента. Как так вышло? Креативный директор платформы для интеграции раздела сторис в мобильные приложения InAppStory и ex-product owner «Сторис в Сбербанк Онлайн» Денис Бондарев разобрался в пути развития сторис. А заодно спросил представителей «Тинькофф», «Макдоналдс», «Мегафон» и «Додо пиццы», зачем они запустили раздел с историями в своих приложениях и что это им дает.
Фича, которая стала чем-то большим
Первым позволил своим пользователям публиковать контент, который исчезает через определенное время, Snapchat, произошло это в 2013 году. В России эта площадка не особенно известна — всего 8 млн пользователей сегодня, меньше 3% от общего их числа, тогда как в США в то время соцсеть была самой популярной среди тинейджеров. До запуска сторис в Snapchat можно было отправлять фото и короткие видео отдельным контактам, новый формат же позволил делать это сразу всем своим друзьям в соцсети — публикуешь сторис, и ее в общей ленте может посмотреть каждый.
Казалось бы, очевидная идея — давать возможность пользователям обмениваться публикациями сразу с широким кругом людей, но она пришла к Snapchat только спустя два года после запуска сервиса, когда публикации для всей френдленты в том же Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) существовали без малого десятилетие. Но в любом случае, идея оказалось золотой: за следующие три года аудитория площадки росла с бешенной скоростью, количество ежедневных пользователей увеличилось почти в три раза. И в итоге формат интегрировали себе чуть ли не все соцсети в мире и многие мессенджеры: от Youtube и Одноклассников до Viber и WhatsApp. Правда, после того, как формат позаимствовали другие социальные сети, рост самого Snapchat резко замедлился.
Первое и самое успешное такое заимствование сделал Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) в 2016 году, полностью скопировав функции сторис из Snapchat. Компания, не стесняясь, признавала кражу фичи, но Snapchat от этого легче не стало — в течение года прирост пользователей в Snapchat упал с 17% за квартал до 5%, и с чем-то другим это связать вряд ли можно.
Кроме коммерческого, у этой интеграции был и более глобальный эффект. За счет большой распространенности именно Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) научил весь мир глаголу «свайпать» и листать новостную ленту вбок, а не вниз.
Кроме коммерческого, у этой интеграции был и более глобальный эффект. За счет большой распространенности именно Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) научил весь мир глаголу «свайпать» и листать новостную ленту вбок, а не вниз. И, очевидно, формат сторис сыграл не последнюю роль в том, что в 2018 году соцсеть достигла показателя в 1 млрд ежемесячных пользователей.
Суть формата сторис мало изменилась за прошедшие годы — слайдшоу, в котором одна история сменяется другой через 15 секунд и исчезает из ленты спустя 24 часа. Единственным существенным изменением, которое при адаптации под себя внес Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), было расположение раздела: из боковой панели, как это было изначально, его перенесли в шапку приложения, выделив для раздела, по сути, самое видное место. И такое уважительное отношение Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) к новшеству полностью себя оправдало.
За первый год ежедневная аудитория сторис в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) достигла 250 млн пользователей, тогда как у Snapchat в 2017 показатель был равен 166 млн. За следующий год аудитория сторис в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) обогнала конкурента больше, чем вдвое, превысив 400 млн человек. Сегодня 500 млн аккаунтов ежедневно используют сторис в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), тогда как Snapchat в 2021 году достиг только 280 млн ежедневных пользователей.
Кроме вывода сторис на первый план и удачного копирования всех главных особенностей у конкурента, причиной успеха Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) считают более лаконичный дизайн приложения и интеграцию в сторис мессенджера приложения — Direct: за 2016-2017 гг использование этого сервиса отправки сообщений выросло в четыре раза.
Кроме коммерческого, у этой интеграции был и более глобальный эффект.
За счет широкой распространенности именно Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) научил весь мир глаголу «свайпать» и листать новостную ленту вбок, а не вниз.
Очевидно, сторис сыграли не последнюю роль в том, что в 2018 году соцсеть достигла показателя в 1 млрд ежемесячных пользователей. Но они же в корне изменили и восприятие самой соцсети (и, как считают некоторые, далеко не в лучшую сторону) — отучили пользователей регулярно делать качественные посты, просматривать ленту публикаций, а также заполнили информационный поток в соцсетях бестолковым контентом. Пожалуй, все эти обвинения тоже небезосновательны, но вернуть как было уже точно не получится.
Следом за успехом дочерней соцсети сторис в 2017 году добавили и в головную — Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), а затем и в мессенджер компании — WhatsApp. Сейчас сторис есть практически во всех крупных социальных сетях мира. Одним из последних был Twitter, который в ноябре 2020 года добавил аналог сторис, fleets. А буквально пару дней назад, 21 июня, в нем появилась еще одна связь с этим форматом — возможность шерить твиты в ленту Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).