Как разработчики «Яндекса» создали компанию стоимостью $2 млрд
Компания «Яндекс» 13 лет развивала систему управления базами данных с открытым исходным кодом, а потом на базе этих разработок создала отдельную компанию ClickHouse, Inc. вместе с венчурными фондами Benchmark Capital и Index Ventures. Какие проблемы решает этот стартап и как ему удалось привлечь инвестиции по оценке в $2 млрд, а также заполучить в клиенты IT-гигантов ByteDance и Cloudflare?
В конце сентября 2021 года «Яндекс» впервые объявил о создании новой компании на базе собственной технологии: вместе с венчурными фондами Benchmark Capital и Index Ventures он зарегистрировал ClickHouse, Inc в Дэлавере (США). Офис новой компании, в котором базируются 15 разработчиков, находится в Амстердаме.
Уже через месяц после регистрации стартап привлек $250 млн от американских фондов Coatue и Altimeter и других инвесторов по оценке в $2 млрд. Как «единорог» «Яндекса» вызвал всплеск интереса в Китае и заполучил себе в клиенты крупнейшие IT-компании в России и мире?
Самостоятельный продукт
Создателем ClickHouse, который начинал работать над прототипом технологии в 2008 году, был студент пятого курса механико-математического факультета МГУ Алексей Миловидов. Тогда он устроился в команду системы обработки данных «Яндекс.Метрики» — высоконагруженного сервиса, который помогает анализировать посещаемость веб-сайтов и поведение пользователей на них. Ежедневно через «Метрику», аналогом которой является Google Analytics, проходит 7% трафика в интернете — это вторая в мире по популярности система аналитики по итогам 2020 года. Миловидов и его коллеги разрабатывали инструменты для «Метрики», которые помогали корректно собирать данные пользователей. Это были небольшие программы для отдельных задач.
Со временем у Миловидова появилась идея обобщить их: ему показалось, что можно совместить отдельные сервисы и сделать из них продукт, который можно было бы использовать не только внутри «Яндекс.Метрики», но и в других сервисах. Поначалу над будущим ClickHouse Миловидов работал один — как в рабочее, так и в личное время.
В 2012 году «Яндекс» поставил систему, разработанную Миловидовым (это был прототип ClickHouse) в «Яндекс.Метрику» — она обрабатывала часть данных сервиса. В 2014 году компания сделала апдейт этого сервиса, «Метрику 2.0», который уже полностью был построен на ClickHouse. Благодаря ClickHouse в «Метрике 2.0» пользователи сайтов или сервисов сами могли конструировать свои отчеты и модифицировать их любым образом.
Тогда же Миловидов получил должность руководителя группы разработки «Яндекс.Метрики» и нанял пять разработчиков, которые полностью сосредоточились на ClickHouse.
Постепенно сервис распространялся и по другим отделам: его использовали в «Поиске», «Маркете», рекламных технологиях и бизнес-аналитике, инфраструктурных проектах. Стало понятно, что команды могут использовать систему даже без участия Миловидова.