Как понять, что ваша работа с психотерапевтом эффективна?
Психотерапевтическая работа иногда длится годами, и клиенты не всегда способны понять: а есть ли прогресс? Ведь не все трансформации воспринимаются как изменения к лучшему. Как же понять, что все идет как надо?
«Ясная» терапия
В тех ситуациях, когда клиент приходит с конкретным запросом — например, помочь разрешить конфликт или сделать ответственный выбор, оценить эффективность работы довольно легко. Конфликт разрешен, выбор сделан — значит, задача решена. Вот типичная ситуация.
Ко мне приходит женщина, у которой проблемы с мужем: ни о чем не могут договориться, ссорятся. Она переживает, что любви, похоже, уже нет и, возможно, пора разводиться, но все-таки хочет попробовать наладить отношения. На первых встречах мы изучаем их стиль взаимодействия. Муж много работает, а в редкие свободные часы встречается с друзьями. Жена скучает, пытается его куда-то вытащить, он отказывается, ссылаясь на усталость. Она обижается, предъявляет претензии, он в ответ злится и еще меньше хочет проводить с ней время. Замкнутый круг, узнаваемый, думаю, многими.
И вот мы разбираем ссору за ссорой, пробуем изменить реакцию, поведение, найти другой подход, в какой-то ситуации пойти навстречуу, за что-то поблагодарить, что-то обсудить…
Муж замечает перемены и тоже делает шаги навстречу. Постепенно отношения становятся более теплыми и менее конфликтными. С тем, что все-таки невозможно изменить, она смиряется и научается обходиться конструктивно, а в остальном, процентов на шестьдесят, считает запрос удовлетворенным и завершает терапию.
Когда не все ясно…
Совсем другая история, если приходит клиент с глубокими личностными проблемами, когда необходимо что-то серьезно изменить в себе. Здесь определить эффективность работы бывает непросто. Поэтому клиенту полезно знать основные стадии глубинной психотерапевтической работы.
Обычно первые 10-15 встреч клиент воспринимает как весьма эффективные: начиная осознавать, как устроена проблема, мешающая жить, он часто чувствует облегчение и энтузиазм
Предположим, ко мне обращается мужчина с жалобами на выгорание на работе, усталость и нежелание жить. За первые несколько встреч выясняется, что он совсем не способен отстаивать и продвигать свои потребности, что он живет, обслуживая других — и на работе, и в личной жизни. А конкретно — каждому идет навстречу, со всем соглашается, не умеет говорить «нет» и настаивать на своем. Очевидно, что если совсем не заботиться о себе, наступает истощение.