Как получить $34 млрд, раздавая товар бесплатно. Опыт Red Hat
На заре персональных компьютеров программисты разделились: одни держали код своих программ в секрете (привет, Билл Гейтс), другие считали, что исходники надо дорабатывать сообща (Линус Торвальд). Кто прав? Оказалось, что заработать можно на обоих подходах
IBM купила компанию Red Hat за $34 млрд. Многие СМИ окрестили эту сделку рекордной для софтверной компании. Мы уже обсуждали, что надеется получить «голубой гигант» от этой сделки», теперь очередь Red Hat — как ей удалось стать столь дорогой, если она не скрывает код, написанный для своих программ?
Дорого ли обошелся RedHat?
Хотя Red Hat в основном известен как поставщик своего дистрибутива Linux, основная идея покупки — получение IBM программного обеспечения с открытым кодом Open Stack, на котором строятся облачные сервисы.
Когда-то давно ПО писалось раз и навсегда, а производительность самых дорогих серверов не дотягивала до производительности современных наручных электронных часов. Но с тех пор все изменилось: один современный сервер равен по производительности тысячам суперкомпьютеров Cray, и таких серверов в организациях сотни. А ПО теперь разрабатывается так, что в нем появляются новые возможности каждый день, а иногда и каждый час.
Уже нет смысла рассматривать аппаратное обеспечение как множество отдельно стоящих серверов. Информационные системы строятся таким образом, что по мере необходимости из общего пула (или облака) вычислительных ресурсов выделяются вычислительные ресурсы и отрабатывают задачу, а потом возвращаются в облако.
Покупка Red Hat — сильный ход со стороны IBM. Рынок облачных вычислений растет из года в год. Некоторые аналитики предсказывают, что крупнейший на сегодня игрок этого рынка — Amazon — к 2020 году получит выручку $42 млрд. Всего же рынок облачных услуг в 2021 году, согласно прогнозам Gartner, может составить более $300 млрд.
Трудно сказать, на сколько это реалистичные прогнозы. Данные по долям рынка расходятся: если лидером «единогласно» является Amazon Web Services, то его доля в зависимости от источников составляет от 41,5% (по данным CSA на 30 июля 2018 года) до 62% (на начало 2017 года по данным KeyBanc). Во втором случае Microsoft Azure занимал 20%, Google — 12%. Кроме того, по несколько процентов рынка аналитики отводят RackSpace и IBM.