Всё о моторном масле и его непростой жизни внутри двигателя
Ответы на вопросы о выборе масла, его потемнении и частоте замены при длительной стоянке и езде по бездорожью.
Даже в наши быстро меняющиеся времена люди не теряют интереса ко всему новому и необычному. Когда после недавних испытаний в редакции осталось несколько канистр моторного масла с необычной этикеткой ECSTAR, каждый приходящий, а людей к нам приходит достаточно много, считал своим долгом спросить: «А что, хорошее масло? Сильно угорает? А темнеет быстро? Для моей машины подойдёт?..»
Тогда мы решили собрать наиболее популярные вопросы, связанные с моторными маслами, и ответить на них разом, отталкиваясь от содержимого тех самых канистр с новым для России продуктом под маркой ECSTAR. Хотя новым этот бренд является только для нас, потому что его история началась ещё в 1980-х, когда Suzuki Motor Corporation, уже тогда выпускавшая длинную линейку авто-, мотопродуктов и лодочных моторов, взялась за разработку смазочных материалов с целью добиться абсолюта - оптимальной формулы для своих двигателей.
Но вернёмся к нашей теме. Итак, какое масло можно считать лучшим? Очевидно, то, которое рекомендовано производителем автомобиля. Ведь не секрет, что двигатели разных марок заметно отличаются своим внутренним строением. Каждый мотор имеет индивидуальный тепловой режим, и даже разные модели под одним и тем же брендом могут серьёзно отличаться в части материалов пар трения, нагрузок и необходимого объёма масла. Всё это влияет на требования, предъявляемые к маслам, и некоторые автопроизводители-перфекционисты не довольствуются стандартными формулами и составами, а разрабатывают собственный, идеально подходящий конкретным моторам. Поэтому, чтобы понять, можно ли заливать в машину выбранное масло, посмотрите на перечень допусков компаний-производителей. Как правило, они указаны на этикетке. Если же списка фирм, одобривших масло, нет, попросите его у продавца. Если и он затруднится с ответом, езжайте в другой магазин. Почему это важно?
Вот только один из аспектов. Помимо таких очевидных качеств, как угар и потемнение, есть и менее заметные - например, взаимодействие присадок в масле с чёрными и цветными металлами, из которых выполнены элементы мотора, накапливание отложений внутри малых зазоров - натяжителей, гидрокомпенсаторов, под поршневыми кольцами и пальцами. Эти области в сложных и разветвлённых путях масла внутри мотора оказываются тупиковыми, и значительного тока смазки через них нет. Всё постороннее, что туда попадёт, скорее всего, там и останется до конца жизни мотора. Итак, от того, насколько хорошо очищенное масло попадает в эти зазоры, зависят долговечность и качество работы узлов. Поэтому крайне важна эффективная очистка масла, которая предотвращает появление отложений, защищает двигатель от износа, обеспечивает его бесперебойную работу и в конечном счёте значительно продлевает срок службы.
Кстати, этим же вызвано и быстрое потемнение современных масел. Хороший и современный состав должен максимально быстро и полно растворять нагар, окислы и продукты коррозии, испарившееся и сгоревшее топливо и даже впитывать влагу. Потому что проникший через поршневые кольца выхлоп, соединяясь с влагой, образует кислоту, буквально разъедающую прокладки. Но откуда внутри двигателя влага, спросите вы. Любой мотор имеет картер (внутреннее пространство, в котором и работает масло), сообщающийся с атмосферой. Это нужно, потому что объём картера непостоянен - меняется от положения поршней, нагрузки на мотор и температур (уличной и рабочей у блока). Да и просто выключенный вечером мотор за ночь остывает, неизбежно всасывая в себя холодный уличный воздух. Поэтому, кстати, зимой полезно планировать поездки так, чтобы мотор хоть несколько минут поработал полностью прогретым так масло приблизится к температуре кипения воды, и она просто испарится, улетучившись через систему вентиляции.