Как из неудачника сделать «небесного дьявола». История создания самолета Ту-134
Туполевские авиаконструкторы одними из первых в мировой авиации создали пассажирские реактивные самолеты. Первые две попытки оказались неудачными, а потом французские конкуренты подсказали интересную идею.
![d33522d0a832a47e5ab9897adf7965e8_ce_1023x682x1x0.jpg](https://cs.kiozk.ru/content/article/qak/uws/hn5/awoepgefweyod2prpkkfm2o/3xytrt.jpg?v=2&temp_url_sig=uxvIimAbcXDT4vupc1P6_w&temp_url_expires=1719731542)
Наверное, начать эту историю стоит с Ту-104 – первого советского реактивного авиалайнера, ставшего третьим самолетом этого класса в мире. Хотя был еще один самолет до него, тоже сыгравший свою роль в ней – бомбардировщик Ту-16, на базе которого и был создан пассажирский самолет.
Ту-104. Революция и катастрофа
Первенец гражданской реактивной авиации произвел сенсацию на Западе. После его первых полетов за рубеж СССР начали считать одним из лидеров мирового авиастроения.
![самолет Ту-104](https://cs.kiozk.ru/content/article/qak/uws/hn5/awoepgefweyod2prpkkfm2o/hjxpuu.jpg?v=2&temp_url_sig=guX_eRiXkxH7UXC4OYw2WA&temp_url_expires=1719731542)
Лишь позже выяснилось, что самолет оказался весьма опасным. Из 205 построенных машин 37 погибли за недолгий роск в различных происшествиях, а в Советском Союзе даже пошла в народ ироничная песня “Ту-104 самый лучший самолет” на мотив траурного марша.
Причина его аварийности была в отсутствии опыта у конструкторов – в середине 1950-х о подводных камнях, ждущих реактивные машины, еще было известно очень мало.
Ту-124. Укоротить и улучшить
Ту-104 предназначался для международных и самых важных внутрисоюзных рейсов. Поэтому, когда работа над ним была закончена, конструкторы сели работать над его уменьшенной версией для местных авиалиний родной страны.