IT на кухне, в медицине и моде: как живет российский инновационный бизнес
Компании зарождаются, достигают расцвета и рушатся в короткие сроки, как империи, но очевидно одно — в вечной битве «человек или машина» (хорошо, что фигуральной) пока побеждает дружба
Мы поговорили с основателями молодых компаний из самых разных областей — от медицины до фуд- и фэшнтеха, — чтобы разобраться, с чего все начиналось и чем продолжается. Кто-то из них сейчас выходит на международный рынок, а кто-то — на путь просветления, рассказывая о взлетах, падениях и разных сторонах создания технологичного бизнеса.
Фудтех
Greenwise
Профиль компании: производство альтернативных продуктов
Год основания: 2019
Первые шаги
В 2018 году юристы по образованию Артем Пономарев и Юлия Марсель решили, что их хобби занимает слишком много времени и запустили производство Greenwisе в Малоярославце. Сегодня растительные котлеты, стрипсы, пельмени можно найти почти везде: в онлайн-магазинах вроде «Самоката», сетях от «ВкусВилла» до «Азбуки вкуса» и многих ресторанах. Основатели компании уверены, что за растительными продуктами будущее, так что дальше — больше.
Greenwise запускали на свои деньги и не привлекали дополнительных инвестиций ни в самом начале, ни позже. Разработка концепции и бренда, а также все операционные задачи были исключительно на небольшой команде основателей. Артем вспоминает, что лично запаковывал, работал в цехах, развозил продукцию первым клиентам, занимался бухгалтерией, коммерческими опросами, продажами, логистикой и складированием. К тому же команде пришлось столкнуться с недоверием и скепсисом. Такое отношение особенно характерно для рынка пищевой продукции — достаточно консервативной «возрастной» среды.
Четыре месяца в «столице веганства»
С консерватизмом было решено бороться сообща. Спустя полтора года после запуска проекта команда Greenwise создала Ассоциацию производителей альтернативных пищевых продуктов (АПАПП). На ее базе при поддержке ProVeg Incubator скоро будет запущен первый в России стартап-инкубатор для фудтех-проектов. Партнер, берлинский ProVeg, выбран неслучайно: создатели Greenwise провели четыре месяца в «столице веганства» в рамках их программы акселерации. «Немецкая педантичность» помогла предпринимателям понять, что российскому рынку, мобильному и способному к адаптации, недостает целеполагания и стратегического мышления.
Продукты для хипстеров?
Стратегия команды Greenwise и АПАПП сегодня — это развитие направления альтернативной пищевой промышленности: обеспечение продовольственной безопасности, создание технического регулирования, разработка стандартов для производителей и необходимых терминов. Усилия приносят свои плоды: Росстандарт выказал заинтересованность в создании технического комитета.
Растительные продукты, особенно мясозаменители, в России все еще относят к нишевым товарам «для хипстеров», в то время как сами производители давно делают продукцию для всех, не дифференцируя потребителей. Закрывая на это глаза, рынок упускает как минимум одну возможность: заниматься экспортом не только пшеницы или гороха, но и конечного переработанного продукта с добавленной стоимостью и реальной маржинальностью.
Продолжается и терминологическая баталия: производители мяса против того, чтобы растительная продукция называлась мясной. В Greenwise же уверены, что потребитель привык к этому, стало быть, заниматься чрезмерным патернализмом не стоит. Следует делать качественный продукт, который будет соответствовать всем принципам безопасности.
Все дело в форм-факторе
Иными словами, в запахе, цвете и органолептике. В производстве Greenwise использует экструзию. Именно она помогает создать волокнистую «мясную» текстуру. Как это работает? В экструдер, специальную машину для термической и механической обработки (что-то вроде большой мясорубки), помещают подготовленное из сои, пшеницы или гороха сырье. Оно нагревается до 200 градусов и под давлением получает новые свойства — ту самую волокнистость. При всей кажущейся простоте есть много нюансов: температурные режимы, скорость вращения, углы ножей и, конечно, сама рецептура. Артем Пономарев вспоминает, что огромное количество тестов проводилось дома, на кухне. По 200–300 вариантов различных рецептур, дегустаций и постоянной обработки.
Спасти от голода
Количество игроков на рынке альтернативного мяса невелико, поэтому нет и конкуренции: в таких условиях соперничество просто невыгодно и даже вредно. Поэтому в Greenwise своей задачей видят развитие рынка и числа потребителей (они занимаются и сырьем, многие производители закупают их ингредиенты — конкуренция невыгодна еще и поэтому). Кроме того, в ближайшем будущем компания планирует адаптировать цены под снижающуюся покупательную способность потребителя, то есть выйти на ценовые показатели, которые будут соответствовать среднестатистической стоимости мясной продукции или окажутся ниже ее.
Основатель Greenwise делится опасениями и рассказывает, что мы стоим на пороге пищевого кризиса, который последние события приблизили на десятки лет. Поэтому задача всех игроков рынка альтернативной пищевой промышленности — решать эту глобальную проблему. Растительная продукция, уверены производители, поможет ускорить и масштабировать борьбу с кризисом, уменьшив при этом воздействие на окружающую среду.
«Твое место»
Профиль компании: сеть кулинарных коворкингов
Год основания: 2020
Из IT на кухню
Сейчас свое место на кухнях сети коворкингов находят рестораны и dark kitchens (рестораны, где готовят еду исключительно на доставку). Сама же идея родилась благодаря частным поварам и кондитерам из Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) (владелец этой соцсети Meta Platforms признан в России экстремистской организацией и запрещен), поскольку арендовать помещение и купить оборудование они обычно не могут, не хватает средств. Однако, оценивая рынок, предприниматели быстро поняли, что идея актуальна и для «больших» игроков, рассказывает Елизавета Цыкунова, сооснователь компании «Твое место».
До 2020 года создатели бренда не занимались кулинарией: оба — выходцы из IT-компаний. Отсутствие опыта сказалось на доверии инвесторов: приходилось доказывать, что им по силам во всем разобраться. Артур Цыкунов, второй основатель, рассказывает, что впервые они привлекли деньги бизнес-ангелов уже в декабре 2020 года. На эти $150 тыс. супруги открыли тестовую кухню-коворкинг площадью 60 кв. м, быстро нашли арендаторов и снова вложились в расширение. В июле 2021 стартап привлек 27 млн руб. инвестиций от российского девелопера «Самолет», а в феврале застройщик вложил еще 136 млн руб. К концу 2022 года в Москве будет открыто восемь локаций, рассказывают основатели. Сейчас компания находится в стадии закрытия четвертой за полтора года сделки по привлечению финансирования.
Арендаторы забудут обо всем
За полтора года существования «Твоего места» не появилось ни одного кулинарного коворкинга или облачной кухни, которые могли бы стать конкурентами, считает Артур Цыкунов. Столовые, например, потеряв в пандемию загрузку и трафик, начали сдавать помещения, но это «не взлетело», потому что, уверен предприниматель, «старые советские помещения сдавались за баснословные деньги». Любое помещение для аренды — потенциальный конкурент коворкингам, однако преимущество последних — это большое количество дополнительных услуг, которые не получить при стандартной аренде. Речь идет об обслуживании оборудования, уборке помещений, дезинсекции и дератизации, обеспечении промышленной вентиляции и пожарной безопасности, подключении к системам приема заказов.
В нужное время
В основу идеи кулинарных коворкингов положен принцип шеринга, то есть совместного потребления. Стратегия проста: мало кому конкретное оборудование нужно в течение целого дня — значит, им могут пользоваться сразу несколько человек. При таком подходе стоимость всех дополнительных расходов распределяется между арендаторами, что значительно снижает затраты. Кризисных потрясений последних лет компания избежала, более того, в сложностях основатели увидели возможности. Пандемия привела к буму «темных кухонь» и стала для Цыкуновых двигателем бизнеса: службы доставки еды оказались как никогда востребованы. События последних месяцев тоже не сказались на спросе. Уже в начале марта компания полностью закрыла план продаж. Предприниматели уверены: дело в том, что люди увидели возможность замещать импорт и занимать свободные ниши в фудтехе.