История одной вещи: духи «Красная Москва», символ советской парфюмерии
«Эти духи ты подаришь маме. Она обожает «Красную Москву», — говорит героиня фильма «Покровские ворота», ведя ветреного Костика знакомиться с родителями. В середине пятидесятых, когда происходит действие картины, в СССР не было духов популярнее «Красной Москвы». Их цветочно-шипровый шлейф витал в театрах, ресторанах и универмагах.
Авторство композиции «Красная Москва» часто ошибочно приписывают парфюмеру Анри Брокару. Причина такого заблуждения понятна: на коробке до сих пор указан 1864 год. Но это год создания не духов, а мыловаренной фабрики Брокара. Под нее тогда переоборудовали помещение бывших конюшен в Теплом переулке (ныне улица Тимура Фрунзе). В 1870–1980-е фабрика перебралась на Мытную улицу и начала выпускать духи, одеколоны, пудру и другую косметику.
А в 1913 году, уже после смерти Анри Брокара, парфюмер фабрики Август Мишель (по другим данным, Огюст Мишель) создал духи «Любимый букет императрицы» в честь 300-летия дома Романовых. Духи преподнесли супруге Николая II Александре Федоровне, и с тех пор, по слухам, она пользовалась только ими. Многие парфюмерные эксперты считают, что, создавая «Любимый букет императрицы», Август Мишель вдохновлялся невероятно модным в то время в Европе ароматом L’Origan от Франсуа Коти. Тот впервые использовал в композиции новейшие пахучие вещества — альдегиды. До создания самого известного альдегидного