История компании «Ценципер»
От культовой реновации Парка Горького до фотовыставок в «Пятерочке»
Создатель и первый главред журнала «Афиша», основатель Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», автор идеи концепции развития Парка Горького в ВДНХ, Илья Осколков-Ценципер, пожалуй, одна из ключевых фигур в формировании идентичности московских хипстеров и современной городской культуры в России в целом. Сегодня его консалтинговая компания занимается дизайном пользовательского опыта и работает с проектами не только столичного, но и федерального масштаба.
О том, как появилась компания «Ценципер», Илья Осколков-Ценципер рассказывать не любит. Говорит кратко: «Какие-то мои знакомые пригласили меня сделать проект для „Почты“ („Почты России“. — Прим. Inc.) и ВДНХ. Понадобилось юридическое лицо. Так и появилась компания. Сейчас в ней четыре управляющих партнера: Дима Плющев, Саша Десенко, я — и недавно к нам присоединился Куба Снопек. По-английски мы бы назывались Strategic Design Consultancy, а по-русски — непонятно как».
В 2009 году Илья Ценципер основал Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Одним из первых проектов Института стала реновация Парка Горького в 2014 году. Парк в одночасье превратился из советского ЦПКиО в культовое место московской молодежи, а на базе «Стрелки» позже появилось конструкторское бюро, которое стало одним из крупнейших подрядчиков по планировке городских пространств в регионах. На фоне успеха Парка Горького тогда же, в 2014-м, запустилась реновация ВДНХ.
В 2015 году агентство «Ценципер» стало работать и с государственными заказчиками: разрабатывало новый сайт для «Почты России» и концепцию оформления отделений для Сбербанка.
Сергей Капков, экс-заместитель руководителя Департамента культуры Москвы
После Парка Горького изменилась эстетика городской культуры: оказалось, что у горожан есть запрос на такие перемены, что им не все равно, как выглядит город. Появились новые смыслы — политические, культурные, урбанистические, — изменилась повестка взаимодействия между обществом и государством. Этот дух нового времени распространился повсюду, от Москвы до самых отдаленных регионов.
Сейчас в компании работает почти 40 человек, у каждого свой бэкграунд: в команде есть продакт-менеджеры, архитекторы, дизайнеры, урбанисты, исследователи. Есть даже один географ. А если требуются более узкопрофильные специалисты, их привлекают на фрилансе. «У нас есть „орбита“ со множеством близких по духу людей, которые в чем-то специализируются. Например, промышленные дизайнеры или антропологи», — говорит партнер компании Саша Десенко. Основные направления бизнеса — новые продукты и пользовательский опыт, развитие территорий и брендинг. А среди заказчиков у «Ценципер» — крупнейшие в стране торговые сети, мобильные сервисы и федеральные девелоперы.
«Ценципер» в цифрах:
- Кол-во сотрудников в штате: около 40
- Выручка за 2020 год –– около 520 млн руб.
- Количество кейсов: более 200
- Количество клиентов с 2014 года –– 80
Идеи и сервисы
Практически все проекты компании начинаются с дизайн-исследований, рассуждает Саша Десенко: «Мы изучаем пользователей, бизнес-процессы, рынок, конкурентов, формулируем продуктовые гипотезы и сразу идем их проверять. Стало сложно разделять то, что происходит у нас в телефонах и что происходит в реальном пространстве: взаимодействие с компанией и с продуктом происходит в приложении, на сайте, в службе поддержки, в офисе. И наша задача — выстроить взаимодействие таким образом, чтобы этот процесс был целостным, куда бы человек ни пришел, в любых каналах и точках взаимодействия».
Например, так началась история сервиса доставки продуктов «Самокат». Ценципер познакомил Родиона Шишкова, которого знал со времен работы в Yota, с Вячеславом Бочаровым. Шишков и Бочаров вместе проработали несколько месяцев в «Почте России», а потом основали сервис по доставке продуктов.
«С „Самокатом“ мы начали работать еще до того, как они стали называться „Самокат“, — вспоминает Илья Осколков-Ценципер. — Было интересно участвовать в этом и смотреть, как идея сервиса возникала на глазах. Совместно мы придумали самую первую версию продукта и сам бренд: изначально он назывался „Магазинчик“ и был сервисом доставки с ассортиментом как у маленьких ларечков у дома».