Гонка лоялистов: откуда идет волна репрессивного законотворчества
Недавние законодательные инициативы — блокировка соцсетей за дискриминацию против российских СМИ, разрешительный порядок организации просветительных мероприятий, физические лица как иностранные агенты и тому подобное — производят впечатление спланированной кампании, однако их политический смысл остается загадкой. О том, кто и зачем продвигает эти заведомо провокационные новеллы, рассуждает руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги Андрей Колесников
Шквал законопроектов и законодательных инициатив, направленных против гражданского общества, смело можно отнести к категории авторитарного права. Этот квазиправовой напалм бьет по любым организациям и гражданам, которые хотя бы в какой-то степени связаны с иностранными деньгами, и по любым митингам и пикетам, кроме добровольно-принудительных акций в поддержку власти. В Советском Союзе были кандидаты в члены партии и в члены Политбюро, — теперь у нас появятся кандидаты в иностранные агенты.
Почему так избыточно много законов? Почему все эти инициативы появились именно сейчас — как будто прорвало невидимую дамбу?
Во-первых, это неостановимая логика развития авторитарного режима: он не может не становиться жестче и репрессивнее. Во-вторых, конечно, идеологические поправки к Конституции — включая регулирование исторического дискурса, отношения между полами, а также между населением и Господом Богом — открыли шлюзы для креативного нормотворчества субъектов законодательных инициатив, каждый из которых желает продемонстрировать безграничную преданность руководству страны и быть им замеченным. Отсюда и в буквальном смысле гонка законопроектов, даже таких, которые, возможно, это высшее руководство и не запрашивало, хотя в целом и одобряет.
В-третьих, вероятно, взрыв репрессивного нормотворчества — своего рода артиллерийская поддержка принятого законодательства, касающегося абсолютного иммунитета бывших президентов от любого преследования. При обсуждении этого закона противникам конституционных новшеств, которые странным образом обнаружились в Думе, было предложено сдать мандат. Это полный аналог известной советской формулы «Партбилет на стол!». Что логично: если работа над введением единомыслия в обществе все еще продолжается,