Глеб Глинка — о посвященном жене кино и таланте доктора Лизы помогать
В прокат выходит фильм Оксаны Карас «Доктор Лиза». В центре сюжета — один день из жизни врача паллиативной медицины Елизаветы Глинки, погибшей четыре года назад в авиакатастрофе. Мы встретились с мужем Елизаветы адвокатом Глебом Глинкой.
Согласившись на интервью, Глеб Глинка сразу предложил беседовать не где-нибудь, а дома, на Сретенском бульваре, где они с женой стали жить, как только вернулись из Америки. И во дворе этой сталинки, и в самой квартире тоже проходили съемки фильма «Доктор Лиза». Сам Глинка исполнил в нем эпизодическую роль, сыграв спившегося адвоката, которого по сюжету доктор Лиза кормит на вокзале. При жизни Елизавету часто сравнивали с Матерью Терезой и называли врачом по призванию. Доктор Лиза помогала смертельно больным, бездомным и всем, кто оказался в трудной ситуации. Обратиться в ее фонд «Справедливая помощь» и получить эту самую помощь мог действительно любой, что порой вызывало у общества неоднозначную оценку, так что с травлей сталкивались и доктор Лиза в жизни, и героиня в фильме.
— Первый вопрос и сразу самый очевидный. Как и когда вы узнали о том, что о Елизавете Петровне будут снимать фильм?
— Все началось со звонка нашего старого друга, продюсера Александра Бондарева. Между собой мы называем его Ставр. Это было в начале 2018 года. Он был близок к Лизе, очень тяжело переживал ее гибель и предложил снять фильм о ней. Он сказал: «Надо сохранить память о ней. Я чувствую, что мы должны это сделать». Изначально мне хотелось, чтобы фильм был сделан в жанре артхауса, однако потом мы отказались от той идеи, так как поняли, что картина должна быть доступной для большой аудитории, ведь Лиза помогала всем.
Много раз обсуждали и переписывали сценарий. В итоге у нас было несколько сценаристов, и конечная версия стала результатом коллективной работы. Чулпан тоже вносила какие-то предложения. Порой она читала текст и говорила: «Нет, я это не смогу воспроизвести». Она отнеслась с огромной ответственностью к своей роли.
— Кто предложил кандидатуру Чулпан Хаматовой на главную роль?
— Помню, я сказал: «Ну очевидно же, что это должна быть Чулпан». Во-первых, она достаточно хорошо знала Лизу, они вместе работали. Каких-то детей Елизавета отправляла в фонд Хаматовой «Подари жизнь», а Чулпан помогала устраивать людей в хосписы. Ставр засомневался, потому что у Чулпан расписание заполнено на пять лет вперед. Но я все равно взял у него ее номер и позвонил — попытка не пытка. Она была очень любезна, сообщила, что играет спектакль в «Гоголь-центре», и мы можем встретиться после. Она вышла, опоздав на две минуты, извинилась. Мы побеседовали. Чулпан тогда сказала, что это была бы одна из важнейших ролей в ее карьере. Во время второй встречи я что-то рассказывал ей о Елизавете, и у меня потекли слезы. Тогда она подошла, обняла меня и долго держала… Точно так же сделала бы и Лиза.
— Насколько достоверно, как вам кажется, воспроизведен образ вашей супруги?
— Чулпан потрясающе сыграла, и дело даже не во внешнем сходстве — не такое уж значительное. Ей удалось передать манеру Елизаветы — ее мимику, жесты, походку. В какой-то момент, когда я увидел ее преображение, мне стало даже немножко не по себе. На «Кинотавре», где фильм показали впервые, Чулпан даже начали называть «Великой Хаматовой». Но я считаю, что за этим стоит огромное уважение к ней. Вообще я только потом осознал, что самолет, в котором находилась Лиза, упал совсем недалеко от того места, где проходил фестиваль.
— Вы сказали, что Чулпан и Елизавета Петровна общались, как коллеги. А приятельницами их можно было назвать?
— Интересный вопрос. В процессе съемок Саша Бондаренко выпустил подарочную книгу для друзей «Письма о любви к людям». Ее нет в продаже. В ней он собрал воспоминания разных людей о Елизавете. Там есть отрывок и от Чулпан. Она написала о том, что под конец жизни Лизу травили. Они чаще общались по телефону по рабочим вопросам, чем виделись. А однажды Чулпан, чтобы как-то поддержать мою жену, произнесла: «Со мной это тоже было. Вы держитесь». И Лиза заплакала. И тогда, как вспоминает Хаматова, они впервые долго поговорили по душам по телефону. И в этом горе их объединило.
— А почему ее травили, по вашему мнению?
— Потому что она пыталась помогать всем. Она действительно олицетворяла доброту. Ее часто сравнивали с матерью Терезой. В церковных кругах шли разговоры о том, что ее нужно причислить к лику святых. Даже две иконы с ее изображением написали. У некоторых просто в голове не укладывалось, почему она это все делала и при этом ничего с этого не имела? Возможно, именно такая бескорыстная доброта вызывала противоположную реакцию. Однажды прямо под дверью офиса наложили целую кучу фекалий. Несколько раз грабили. Здесь и политика была замешана. Представьте себе, были те, кто называл Елизавету путинской подстилкой. Говорили, что она работает в хосписе, чтобы отжать квартиры у умирающих, а в Донецк ездит, чтобы продавать детей на органы. У Лизы же всегда была внутренняя потребность помогать. Надеюсь, что у нынешнего поколения немного изменится восприятие доброты и бескорыстных поступков. В 90-е, например, добрый человек в лучшем случае считался чудаком. Почему я изначально думал в сторону артхауса? Мне казалось, что именно такое кино поможет ответить на вопрос — почему она это делала.