Фредерик Бегбедер из циника превратился в сентиментального отца семейства

ForbesЗнаменитости

«Француженки голосовали за Макрона, потому что он — не мачо». Фредерик Бегбедер про эпоху цинизма, век феминизма и французскую любовь

Писатель Фредерик Бегбедер приехал в Москву, чтобы представить зрителям российский фильм «Элефант», где сыграл французского издателя. В интервью Forbes Life он рассказал, как французы соблазняют женщин, почему движение #metoo изменило общество в лучшую сторону, а сам он из циника превратился в сентиментального отца семейства

 

Юлия Шампорова 

gettyimages-916407970.jpg__1568132250__30669.jpg
Фото Stephane Grangier / Corbis via Getty Images

В последний момент интервью с Бегбедером переносится из пятизвездочной гостиницы в центре Москвы в один из самых пафосных столичных клубов, потому что писатель «очень устал». В Москве он представляет российский фильм «Элефант», в котором сыграл французского издателя, а в жизни не выходит из этой роли, запуская проект современной французской прозы на русском языке «Коллекция Бегбедера», проверка на прочность лучших московских клубов входит в обязательную программу писателя во время любого посещения первопрестольной.

На дверях клуба нет вывески (посетители, по-видимому, должны сами знать, куда идут), а на входе вас встречают три охранника, которые после звонка немного приоткрывают дверь, чтобы оценить пришедшего и, так уж и быть, пустить внутрь, под дверью дежурят стайки девочек, которые, видимо, прознали, где можно найти одного из самых известных французских авторов, но вот подступиться к нему никак не могут — охранники таких чуют за версту.

Бегбедер верен себе или тому, каким хочет казаться в свои почти 54. Он в постоянном движении, ночью тоже не отдыхает, поскольку московская жизнь слишком интенсивна, чтобы спать (как участливо сообщают его помощники). Закончив очередную встречу, Бегбедер выходит из одной из потайных комнат заведения и громко просит текилу в баре. Маэстро готов, можно начинать интервью.

Быть писателем — возможно, самое иррациональное занятие в мире. В чем заключается ваша бизнес-модель, которая помогает вам зарабатывать творчеством: это скандальный PR и имидж «enfant terrible» французской литературы, качество ваших книг или ваше активное присутствие в медиа?

Я хотел бы ответить, что секрет — в таланте и в замечательных книгах, которые я написал, но вы бы мне не поверили. На самом деле никто не знает, почему та или иная книга продается. Как вы и сказали вначале, бизнес-модели на самом деле нет, только удача и совокупность факторов, например весь этот шум, которым вы привлекаете внимание к публикации. Скандал или дурная репутация — это не так уж и плохо, они могут быстро донести до людей информацию о том, что вы что-то публикуете. Каждую неделю выходит так много книг, что скандал может сослужить вам хорошую службу. Я не утверждаю, что каждый писатель должен поступать так же, как я: конечно, я не знал, что моя погубленная репутация мне пригодиться, это не было заранее спланировано или продумано. Я начал тусоваться, когда мне было всего 13 лет, и сразу стал посещать парижские ночные клубы. Тогда я еще не знал, что стану писателем. Мне просто нравилось ночное время суток, музыка, атмосфера.

Я работал издателем в Париже в течение нескольких лет. Сейчас в России я выпускаю серию современной французской прозы «Коллекция Бегбедера» на русском языке вместе с российским издательством «Городец». Для этой серии я подобрал те книги, которые нравятся мне самому. Мы начинаем выпуск этой коллекции, но никто не знает, будет ли она популярна. Я думаю, что главное — это быть честным, публиковать то, что тебе самому нравится, вести себя как эгоист: если вы читаете что-то, что приносит вам удовольствие, публикуйте это и надейтесь, что другим это принесет такое же удовольствие. Издательское дело —не то же самое, что продавать йогурт или текилу, это очень непредсказуемый бизнес, и в этом его красота. Всегда есть какая-то тайна.

Можно быть рациональным и предложить список возможных качеств, которые привели меня к успеху, но, с другой стороны, есть же люди с плохой репутацией, которые постоянно устраивают скандалы и при этом много работают, но не добились успеха. Моя теория — иногда предложение (будь это музыка, фильм или книга) соответствует ожиданиям аудитории, даже если она пока не знает об этом. Автор просто предлагает что-то в тот самый момент, когда люди хотели этого, но предугадать это невозможно. Например, успех книг о Гарри Поттере невозможно объяснить: и до, и после было много историй о маленьких мальчиках-магах и о ведьмах, летающих на метлах, и все это не сработало. А «Гарри Поттер» вдруг взлетел, потому что появился в правильный момент. Все дело в моменте: это как любовь, которая вдруг магически случается в определенный момент, когда ты встречаешь кого-то, ни днем раньше, ни днем позже, именно в этот день.

Лейтмотивом многих ваших книг было sex, drugs, rock'n'roll, именно это было когда-то актуальным и сделало вас знаменитым. Но сейчас, когда пришла мода на здоровый и осмысленный образ жизни (от питания до отношений), такой подход может выглядеть несколько олдскульным для читателя. Как вы относитесь к этим глобальным новым трендам в нашей жизни и планируете ли вы корректировать темы своих книг, исходя из этого?

Нееет! Мне что, писать буддистскую книгу о дзен-медитации и поедании тофу? Я не думаю, что это может быть интересно, я должен оставаться собой. Но я старею, у меня уже не тот образ жизни, который я вел в 20 лет, уж поверьте! Я пишу для себя и не стараюсь кому-то понравиться. Когда художник старается кому-то угодить, он становится проституткой и перестает создавать произведение искусства, он создает продукт. Люди всегда это чувствуют. Например, когда я опубликовал «99 франков», книга вызвала такой грандиозный успех, что я мог бы выпускать подобные книги всю оставшуюся жизнь. Но я не стал этого делать, я выпустил только одно продолжение, «Идеаль», а остальные книги — «Окна в мир», «Уна и Сэлинджер», «Вечная жизнь» — все они на другие темы, не секс, наркотики и рок-н-ролл. Возможно, вы узнаете там какие-то общие мотивы, потому что я часто пишу о 40-летнем или 50-летнем мужчине, который немного потерялся по жизни, который страдает от противоречий, своих желаний и фрустраций. Он хочет соблазнить всех девушек, но он женат. Не думаю, что для меня или для других было бы интересно, если бы я писал одну и ту же книгу постоянно. Есть немало писателей, которые это делают, и я вам предоставлю целый список таких умельцев.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Тот, кто скажет, что понимает и знает Россию, — врет» «Тот, кто скажет, что понимает и знает Россию, — врет»

Почему многие иностранцы решают приехать и остаться именно здесь, в России?

Psychologies
Заветная «корочка». Чему не научат в российском вузе Заветная «корочка». Чему не научат в российском вузе

Часто новоиспеченные студенты не справляются с нагрузкой и впадают в депрессию

Forbes
Да, это нормально Да, это нормально

Мы спросили у крутых секс-блогеров и коучей, какие вопросы им задают чаще всего

Cosmopolitan
Тихая гавань для бизнеса. 10 самых подходящих стран для российских компаний Тихая гавань для бизнеса. 10 самых подходящих стран для российских компаний

Кипр и Люксембург возглавили рейтинг лучших стран для российского бизнеса

Forbes
Мани-мания Мани-мания

Работаешь от рассвета до заката, а на новые сапоги из кожи питона не накопила?

Cosmopolitan
Шнур питания Шнур питания

Солистки «Ленинграда» о падениях на сцене и нелюбви к водке

StarHit
Из хорошей семьи Из хорошей семьи

Желтая, белая, фиолетовая — видов фасоли много

Добрые советы
Возвращение в эдем Возвращение в эдем

Стейси Курос воссоздала в австралийском колониальном доме дух старой Европы

AD
Собираем лучший игровой ПК: проще, чем кажется Собираем лучший игровой ПК: проще, чем кажется

Если хочешь, чтобы работало, – сделай сам

CHIP
6 ключей, чтобы продлить любовь 6 ключей, чтобы продлить любовь

Шесть моделей поведения, которые делают любовные отношения счастливыми

Psychologies
Ее светлость Ее светлость

Эрика проделала длинный путь из закарпатской деревушки до этой волнующей обложки

Maxim
Кинокомпозитор Джордж С. Клинтон: от Майкла Джексона до «Остина Пауэрса» Кинокомпозитор Джордж С. Клинтон: от Майкла Джексона до «Остина Пауэрса»

Легендарный кинокомпозитор Джордж С. Клинтон рассказывает о своей карьере

Cosmopolitan
Хибла Герзмава Хибла Герзмава

Сопрано номер один в России подвластны разные жанры

Собака.ru
Станьте хозяином своей жизни — установите личные границы Станьте хозяином своей жизни — установите личные границы

О важности установления границ сказано немало, но что это значит на практике

Psychologies
Как записать видео с экрана Как записать видео с экрана

Необходимость записать видео с происходящим на экране может возникнуть у каждого

Популярная механика
Хабиб Нурмагомедов побил рекорд Федора Емельяненко. И снова выпрыгнул из клетки Хабиб Нурмагомедов побил рекорд Федора Емельяненко. И снова выпрыгнул из клетки

Хабиб Нурмагомедов второй раз защитил титул чемпиона UFC. Было тяжело.

Forbes
Роль проштрафившегося физрука: почему не стоит ждать возвращения России в G7 Роль проштрафившегося физрука: почему не стоит ждать возвращения России в G7

Историю отношений России и G7 можно уподобить многоактной пьесе

Forbes
На реконструкции На реконструкции

Выясняем, какой кератин на самом деле нужен волосам

Glamour
«Я сама тренировать своего ребенка не буду» «Я сама тренировать своего ребенка не буду»

В семье Маргариты Мамун и Александра Сухорукова скоро появится первый ребенок

OK!
Играем в Devil May Cry V: 5 лайфхаков Играем в Devil May Cry V: 5 лайфхаков

В Devil May Cry 5 есть несколько неочевидных фишек

CHIP
Тест-драйв: как современные технологии помогают улучшить сон Тест-драйв: как современные технологии помогают улучшить сон

О важности сна и вреде «социального джетлага» сегодня беспокоится каждый

Forbes
Тест ноутбука Lenovo V155-15API: первый шаг к Ryzen-революции? Тест ноутбука Lenovo V155-15API: первый шаг к Ryzen-революции?

Lenovo V155 продемонстрировал великолепную производительность

CHIP
«Великолепный век», подвинься: 7 турецких сериалов, от которых не оторваться «Великолепный век», подвинься: 7 турецких сериалов, от которых не оторваться

Страсти и сюжетные повороты турецких сериалов заставят плакать и смеяться

Cosmopolitan
Русский стиль: как национальная мода стала товаром на экспорт Русский стиль: как национальная мода стала товаром на экспорт

Современные русские дизайнеры часто переосмысляют народные традиции

Forbes
Прага: Отдых с чистого листа Прага: Отдых с чистого листа

Самый романтичный, самый мистический, самый фотогеничный город Европы

Вокруг света
Стиль casual для мужчин: 11 предметов базового гардероба + подсказки, как выглядеть круто Стиль casual для мужчин: 11 предметов базового гардероба + подсказки, как выглядеть круто

Выгляди хорошо. Всегда

Playboy
Зона дискомфорта: как зарабатывать миллионы на желании богатых людей бросить себе вызов Зона дискомфорта: как зарабатывать миллионы на желании богатых людей бросить себе вызов

Курсы по безопасности в лесу, горах и на острове за год принесли 20 млн рублей

Forbes
Яички почтальонов, намагниченные тараканы, кубики из кала Яички почтальонов, намагниченные тараканы, кубики из кала

Шнобелевская премия — смешно, зато почетно

Русский репортер
Штрафы за электронное ОСАГО: без распечатки ездить опасно Штрафы за электронное ОСАГО: без распечатки ездить опасно

Как обезопасить себя от штрафа за электронное ОСАГО

РБК
«За 22 года мы ни разу не покупали рекламу»: как московский ресторан Sumosan вырос в международную сеть «За 22 года мы ни разу не покупали рекламу»: как московский ресторан Sumosan вырос в международную сеть

Джанина Волкова рассказала об особенностях ведения семейного бизнеса

Forbes
Открыть в приложении