Вдохновение и отвага
Во втором российском рейтинге «З0 до 30» — кумиры поколения Z, предприниматели, которые меняют систему здравоохранения, борцы с насилием.
В начале декабря 2019 года лобби и двор берлинского «Студенческого» отеля превратились в филиал Кремниевой долины. Метровые буквы Forbes, ярко-желтые баннеры с характерным значком Under30 и десятки людей с беджами участников одного из самых вдохновляющих рейтингов Forbes. На сцене интервью главному редактору американского Forbes Рэндаллу Лейну давали молодые основатели европейских стартапов-единорогов, блогеры с миллионами подписчиков, венчурные инвесторы. Все они участники глобального сообщества Forbes «З0 до 30», которое начало формироваться в 2010 году, когда американский журнал впервые опубликовал список молодых и перспективных. С каждым годом это сообщество растет, и редакции Forbes в разных странах представляют миру своих талантливых номинантов до 30 лет. Российский Forbes не исключение. В этом году редакция представляет второй по счету ежегодный рейтинг «З0 до 30». Мы снова искали молодых визионеров в 10 категориях: «предпринимательство», «финансы и инвестиции», «управление», «спорт и киберспорт», «наука и технологии», «искусство», «музыка», «социальные практики», «мода и дизайн» и «новые медиа». По сравнению с прошлогодним рейтингом изменилась лишь одна категория: если год назад мы объединили музыку и кино, то на этот раз кино стало частью категории «искусство». Большое количество молодых и талантливых исполнителей, которых мы открыли в процессе подготовки лонг-листа, натолкнуло редакцию Forbes на идею создать для них отдельную номинацию.
Лонг-лист из 100 номинантов формировался редакторами с помощью экспертов: предпринимателей, управленцев, инвесторов, консультантов, имеющих вес в той или иной сфере. В этот раз мы существенно изменили методику отбора кандидатов в лонглист. Если год назад редакция и эксперты самостоятельно искали таланты, то в феврале 2020-го на сайте Forbes появилась форма, заполнив которую любой желающий мог рассказать о себе или о ком-то еще. Благодаря неограниченной подаче заявок мы узнали о сотне талантливых кандидатов. В итоге в лонглист вошло несколько десятков человек, откликнувшихся на наш призыв заполнить и прислать заявку на участие.
Из лонг-листа жюри, редакция и читатели выбрали топ-30, по три лауреата в каждой категории. Всего в голосовании приняли участие 40 членов жюри и экспертного совета. В этом году в состав жюри вошли участники списка Forbes: сооснователь игровой компании Playrix Дмитрий Бухман (№34), венчурный инвестор и основатель фонда RTP Global Леонид Богуславский (№64) и основатель SDVentures, Dating.com Group Дмитрий Волков (№126).
При формировании списка победителей принимались в расчет возраст (не старше 30 лет), признание в профессиональном сообществе и личная конкурентоспособность на российском или глобальном уровне.
В отличие от других рейтингов Forbes при составлении «З0 до 30» мы не учитываем личное состояние участников. В нашем списке не только предприниматели, но и музыканты, актеры, художники, благотворители. Пандемия коронавируса внесла коррективы в график международных мероприятий сообщества Under30, но мы надеемся, что уже в конце года российские победители рейтинга «З0 до 30» смогут присоединиться к глобальному сообществу в Ботсване.
1Предпринимательство
Михаил Беляндинов и Марк Саневич
26 лет каждому, сооснователи медицинской компании BestDoctor
В июне 2017 года выпускники факультета фундаментальной медицины МГУ Марк Саневич и Михаил Беляндинов защитили дипломы и вечером встретились в квартире Беляндинова. Всю ночь друзья нервно ходили по кухне, они не могли решить, как поступить, — на следующий день им предстоял экзамен в ординатуру. Однако к тому времени у приятелей уже был совместный бизнес, медицинский сервис BestDoctor, который они пытались развивать параллельно с учебой в университете. И в тот день венчурный фонд AddVenture предложил инвестировать в их проект $600 000. Но от ординатуры тогда пришлось бы отказаться. «Готовиться к экзамену мы и не начинали, к утру решили выбрать бизнес. Всетаки предложения об инвестициях приходят не каждый день», — вспоминает Беляндинов.
Совместный проект однокашники задумали задолго до памятной ночи, после третьего курса университета. Сначала пытались сделать сервис онлайн-записи к врачам. Программировать сайт позвали студента Физтеха и бывшего одноклассника Саневича Филиппа Кузнецова. Но идея не взлетела. Тогда в 2015-м партнеры решили переключиться на цифровой ДМС. Денег на офис у них не было. На помощь пришел дедушка Беляндинова, который выделил внуку и его другу служебную комнату на заводе, где сам работал. Первым инвестором стартапа стал фонд AddVenture, который в 2017 году вложил 32 млн рублей. В 2018-м BestDoctor привлек раунд посерьезнее — $3 млн от группы инвесторов. Лид-инвесторами выступили международный венчурный фонд Target Global и фонд AddVenture. Сегодня основной продукт BestDoctor — это технологичный ДМС для компаний с системой управления здоровьем сотрудников. Выручка компании по итогам 2019 года составила 450 млн рублей.
Игорь Коропов
30 лет, сооснователь Skillbox
До того как запустить образовательный стартап, Игорь Коропов вместе с другом Дмитрием Крутовым владел маркетинговым агентством Mokselle. Партнерам не хватало квалифицированных диджитал-специалистов, и растить кадры решили внутри компании. За четыре года из двух курсов по веб-дизайну и веб-разработке Skillbox вырос до 150 программ. Оборот проекта за 2018 год составил 340 млн рублей, в феврале 2019-го совладельцем Skillbox стала Mail.ru Group. Основатели рассчитывают, что к 2021 году выручка Skillbox достигнет 5 млрд рублей.
Кирилл Родин
27 лет, сооснователь «Кухни на районе»
Сооснователь сервиса доставки еды «Кухня на районе» Кирилл Родин в 2014 году устроился в SMM Рокетбанка, где дорос до главы маркетинга. В 2015 году Рокетбанк купило «Открытие», а затем QIWI. Основатели Алексей Колесников и Олег Козырев, а с ними Родин в 2019-м ушли развивать запущенную еще в 2017-м «Кухню на районе». Четвертым стал экс-совладелец агрегатора доставки еды «ЕдаСюда» Антон Лозин. Родин по традиции занялся маркетингом. Проект уже привлек несколько миллионов долларов инвестиций и в ближайшее время планирует выйти в Лондон и Берлин.
2Социальные практики
Анна Ривина
30 лет, основательница центра помощи жертвам домашнего насилия «Насилию.нет»
Юрист и политолог по образованию, Анна Ривина начинала карьеру в социальной сфере с работы в «СПИД.Центре», а в 2015-м создала сайт «Насилию.нет», где собирала информацию о том, как вести себя, если вы стали жертвой насилия со стороны близких. Осенью 2019 года Анна открыла еще и одноименный центр — первый в стране по работе с проблемой насилия и редкий пример диджитал-проекта в социальной сфере. Например, в приложении «Насилию.нет» работает тревожная кнопка и есть карта с адресами профильных кризисных центров по всей стране. Идея возникла, когда Ривина прочла историю журналистки Анны Жавнерович о том, как ее избил молодой человек после решения о расставании. Активистка поняла, что такое может случиться с кем угодно в любой момент. Статистика подтвердила: оказалось, что с насилием сталкивается каждая третья женщина в мире, но в России нет ни одного ресурса, рассказывающего, что делать в такой ситуации. Сегодня центр активно работает со звездами и крупными брендами: например, в апреле 2019 года Анна стала амбассадором кампании Levi’s «I Shape My World». В общественных местах и магазинах по всей стране развесили QR-коды, перейдя по которым, можно узнать, что делать, если женщина не чувствует себя в безопасности. Например, в баре можно заказать коктейль «тюльпан» — это условный знак, после которого сотрудники помогут незаметно выбраться из помещения. Пока центр ничего не зарабатывает и живет на пожертвования, не превышающие нескольких десятков тысяч рублей в месяц. Тем не менее, по словам Ривиной, сегодня сфера частных социальных проектов переживает бум.
Сергей Абдурахманов
22 года, директор «СПИД.Центра»
Директор «СПИД.Центра» Сергей Абдурахманов родился в Саратове, работать начал еще подростком. После окончания школы поступил в МГУ на факультет мировой политики, на четвертом курсе случайно оказался на одной из лекций «СПИД.Центра» и стал работать в центре волонтером. В 20 лет Сергей занял должность исполнительного директора центра, а еще через два года стал директором, сменив на этом посту учредителя фонда Антона Красовского. За время работы Сергей превратил сайт центра в полноценное медиа, где публикуются переводные и авторские тексты и СПИД о COVID-19.
Иван Бакаидов
21 год, программист
У петербуржца Ивана Бакаидова ДЦП, но этот диагноз не мешает ему вести яркую и насыщенную жизнь. Программист-самоучка вместе с командой волонтеров работает над сервисами, которые способны облегчить жизнь людям с ограниченными возможностями. Среди проектов Бакаидова платформа бесплатных коммуникативных программ для людей с проблемами речи и моторики LINKa. В 2018 году Бакаидов стал номинантом премии ООН World Summit Awards, в 2019-м журнал «Собака» включил программиста в список 50 самых знаменитых людей Санкт-Петербурга.
3Управление
Марк Тен
28 лет, CEO sports.ru
Шесть лет назад студент социологического факультета МГИМО Марк Тен не с первой попытки попал на работу в sports.ru — на несколько писем в компанию он просто не получил ответа. Тен проявил упорство, написав одному из кадровиков sports.ru гневное письмо, и в итоге получил заветное приглашение на интервью. Социолог по образованию, Марк Тен мечтал работать в одном из главных спортивных медиа страны на позиции продакт-менеджера, хотя уверяет, что само это понятие узнал только из текста вакансии. В итоге руководители sports.ru взяли студента на работу, когда услышали о его амбициях стать Chief Product Officer в пятилетней перспективе. Но реальность превзошла ожидания: в апреле 2019 года Марк получил предложение возглавить компанию и стал CEO. «Я искренне считаю Марка одним из лучших медийных менеджеров в стране на данный момент», — говорит в беседе с Forbes сооснователь спортивного портала sports.ru Дмитрий Навоша. Важным проектом для sports.ru, в котором Тен принимал определяющее участие, стал запуск международного продукта для болельщиков, чтобы они могли следить за спортивной статистикой. Сервис запустился сразу в 12 странах. Но своим главным достижением Тен считает команду, которую ему удалось создать в компании. В дальнейшем он хотел бы заняться ангельскими инвестициями и вкладываться в стартапы, которые выпускают продукты в онлайне. Хотя Тен и руководит крупным спортивным медиа, сам он предпочитает только серф. А чтобы «разгрузить голову», по вечерам и выходным готовит еду.