Как живет калининградский бизнес внутри недружественного Евросоюза

ForbesБизнес

Круговая оборона

Как живет калининградский бизнес внутри недружественного Евросоюза.

Текст Игорь Попов

Зажатая между Польшей и Литвой Калининградская область стала самым уязвимым регионом России в санкционной войне. Запреты и ограничения на импортные поставки разрушили систему работы беспошлинной особой экономической зоны (ОЭЗ), которая с 1996 года позволяла калининградским предприятиям зарабатывать на сборке продукции из заграничных комплектующих и продаже ее на российском рынке. Местный бизнес надеется на появление новых логистических цепочек, увеличение провозных мощностей паромной переправы из Санкт-Петербурга, а также на то, что выход из зоны комфорта даст толчок будущему развитию.

Накануне майских праздников компания «Автотор», один из крупнейших налогоплательщиков Калининградской области, вывезла часть своих сотрудников на вспаханные и проборонованные поля, где им предстояло обустроить свои огороды. «В связи с непростым экономическим положением, в котором оказалось предприятие», как было рассказано позже в пресс-релизе, «Автотор» на безвозмездной основе решил выделить своим сотрудникам 300 га земли, по 10 соток на каждого желающего, и организовал «для обеспечения будущего урожая» продажу семенного картофеля отечественного производства. Двадцать восьмого апреля компания, собиравшая на территории Калининградской ОЭЗ автомобили BMW, Kia и Hyundai, объявила о приостановке работы с 1 по 22 мая. За 10 дней до этого основатель «Автотора» Владимир Щербаков в интервью Forbes уверенно говорил, что на май компания работой обеспечена. Но в итоге все же решили отправить сотрудников в вынужденный отпуск.

В 2021 году предприятие выпустило 177 000 автомобилей Hyundai, Kia и BMW, объявило о расширении производства и увеличении объема инвестиций в создание новых мощностей на 32 млрд рублей. Из-за событий на Украине 1 марта сборку на «Автоторе» прекратила BMW, начались сбои с поставками автокомплектов из Кореи, предприятие в три раза сократило производство и стало работать в убыток. «Завод работает, но ситуация очень сложная, — признавался Владимир Щербаков. — Сломана вся логистика перевозок, что создает трудности с получением компонентов». Предприятие получало комплекты для сборки корейских автомобилей с огромными трудностями и в разы возросшими финансовыми затратами: если раньше доставка контейнера из Кореи в Калининград стоила $4450, то в апреле 2022 года — $20 000–25 000.

«Автотор» производил почти 50% товарной продукции региона, обеспечивал 57% морских и железнодорожных контейнерных перевозок, выплачивал 56% НДС и 46% акцизов, собираемых на территории Калининградской области. Щербаков отметил, что компания постарается использовать «все виды помощи, которые государство предоставляет системообразующим предприятиям». В «Автоторе» работает 3500 человек, только на зарплату требуется 300–350 млн рублей в месяц. Уверенности в том, что производство корейских иномарок в Калининградской области сохранится в прежнем виде, у Щербакова нет. По его словам, предприятие намерено «сейчас резко активизировать переход на выпуск электромобилей».

«По нашему опросу, более 70% предприятий малого и среднего бизнеса пострадали от санкций, в первую очередь обрабатывающие производства, — рассказывает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Светлана Нижегородова. — Регион развивался как особая экономическая зона, ориентированная на производство продукции из импортных составляющих и продажу ее в России или отправку на экспорт. Зависимость от импорта и иностранных поставщиков очень большая».

По данным Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, в январе–сентябре 2021 года область импортировала товаров на $6,5 млрд, экспортировала — на $1,8 млрд. Мебельная фабрика Dedal в производстве использовала материалы и комплектующие из Германии, Польши, Белоруссии и Китая, по словам владельца компании Игоря Герасимчука, 50% ее продукции продавалось в Европе. «В начале марта более 70% наших покупателей за границей отказались с нами работать, в России, когда курсы валют взлетели, в феврале–марте люди все начали расхватывать, в том числе и мебель, затем продажи упали в разы, а потом и вовсе встали, — рассказывает Герасимчук. — Российских и белорусских комплектующих у нас было примерно 50%, но, если посмотреть, только древесина в ДСП наша отечественная, а все остальное импортное: клей, технологии, красители, бумага, оборудование, кредиты». Запаса сырья и комплектующих у Dedal хватит примерно на месяц работы, его пополнение зависит не только от желания работать с российской компанией иностранных поставщиков, но и от логистики. «Сейчас у меня из-за проблем с транспортом два неотгруженных заказа в Австралию, один не могу отправить в Чехию, — говорит Игорь Герасимчук. — Пытаемся отправить через третьи страны, но пока ничего из этого не вышло».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вид с мостика Вид с мостика

Что может узнать о жизни миллиардеров капитан суперъяхты

Forbes
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
«Земля принадлежит российскому народу, он является верховным собственником» «Земля принадлежит российскому народу, он является верховным собственником»

О мировых тенденциях и продовольственной безопасности России

Forbes
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
Солнечная петербурженка Солнечная петербурженка

Кристина Горбунова — официально Playmate 2020!

Playboy
Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы

Памятка на случай, если кража автомобиля уже произошла и пора действовать

ТехИнсайдер
Арабская ночь Арабская ночь

Как устроена финансовая система ОАЭ

Forbes
Французское влияние в мягком подбрюшье России Французское влияние в мягком подбрюшье России

Как Париж выстраивает стратегическое партнерство с государствами Средней Азии

Монокль
Не все дома Не все дома

Где безопасно хранить коллекции произведений искусства

Forbes
Роли исполняли Роли исполняли

Несколько дримкаров, прошедших кастинги в популярные фильмы

Men Today
Невенчурные инвестиции Невенчурные инвестиции

Андрей Кондратюк и Евгений Зальцман вкладываются в технологические компании в РФ

Forbes
«Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину» «Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину»

Почему во время Крымской войны большинство солдат погибало в госпиталях

N+1
Блокчейн-обменник Блокчейн-обменник

Как основатели Via Protocol запустили платежную систему для криптовалюты

Forbes
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Престижная школа Престижная школа

Как сервис Educate Online зарабатывает на желании учить детей за границей

Forbes
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
Гладиатор из Освенцима Гладиатор из Освенцима

Саламо Арух — двухсоткратный чемпион Освенцима по боксу

Maxim
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
Человек и салат: 9 мифов о Юлии Цезаре Человек и салат: 9 мифов о Юлии Цезаре

Правда и мифы о Юлии Цезаре

Вокруг света
Трофейный ресурс Трофейный ресурс

Что получил СССР в качестве компенсации от Германии по итогам войны

Эксперт
Северная доставка Северная доставка

Как компания из Архангельска стала крупнейшим игроком на рынке фудтеха

Forbes
Незнакомые символы Незнакомые символы

Зачем клубам – даже очень популярным – нужен редизайн эмблемы

Ведомости
«На офисную должность ни за что бы не перешла»: как женщины работают на заводах «На офисную должность ни за что бы не перешла»: как женщины работают на заводах

Женщины на заводе: что привело их на предприятие и с какими мифами они борются

Forbes
Настоящая леди Настоящая леди

Правила поведения в общественных местах: что ты знаешь о приличиях

Лиза
Батя может Батя может

«Этернавт»: аргентинский сериал про снежный апокалипсис в Буэнос-Айресе

Weekend
Самое полезное время Самое полезное время

Утренние привычки, которые ускоряют уход веса

Лиза
Работа с умом: каков потенциал генеративного ИИ для роста производительности в России Работа с умом: каков потенциал генеративного ИИ для роста производительности в России

Ученые проанализировали влияние генеративного ИИ на задачи и профессии

Forbes
Разборки из-за жаб Разборки из-за жаб

К чему может привести путешествие с лягушкой в кармане и при чем здесь Трамп?

Правила жизни
Медоуказчики привели людей к змеям по ошибке Медоуказчики привели людей к змеям по ошибке

Орнитологи выяснили, почему большие медоуказчики иногда направляют людей к змеям

N+1
Если ты аэрофоб Если ты аэрофоб

Как перестать бояться летать на самолетах

Лиза
Открыть в приложении