Как живет калининградский бизнес внутри недружественного Евросоюза

ForbesБизнес

Круговая оборона

Как живет калининградский бизнес внутри недружественного Евросоюза.

Текст Игорь Попов

Зажатая между Польшей и Литвой Калининградская область стала самым уязвимым регионом России в санкционной войне. Запреты и ограничения на импортные поставки разрушили систему работы беспошлинной особой экономической зоны (ОЭЗ), которая с 1996 года позволяла калининградским предприятиям зарабатывать на сборке продукции из заграничных комплектующих и продаже ее на российском рынке. Местный бизнес надеется на появление новых логистических цепочек, увеличение провозных мощностей паромной переправы из Санкт-Петербурга, а также на то, что выход из зоны комфорта даст толчок будущему развитию.

Накануне майских праздников компания «Автотор», один из крупнейших налогоплательщиков Калининградской области, вывезла часть своих сотрудников на вспаханные и проборонованные поля, где им предстояло обустроить свои огороды. «В связи с непростым экономическим положением, в котором оказалось предприятие», как было рассказано позже в пресс-релизе, «Автотор» на безвозмездной основе решил выделить своим сотрудникам 300 га земли, по 10 соток на каждого желающего, и организовал «для обеспечения будущего урожая» продажу семенного картофеля отечественного производства. Двадцать восьмого апреля компания, собиравшая на территории Калининградской ОЭЗ автомобили BMW, Kia и Hyundai, объявила о приостановке работы с 1 по 22 мая. За 10 дней до этого основатель «Автотора» Владимир Щербаков в интервью Forbes уверенно говорил, что на май компания работой обеспечена. Но в итоге все же решили отправить сотрудников в вынужденный отпуск.

В 2021 году предприятие выпустило 177 000 автомобилей Hyundai, Kia и BMW, объявило о расширении производства и увеличении объема инвестиций в создание новых мощностей на 32 млрд рублей. Из-за событий на Украине 1 марта сборку на «Автоторе» прекратила BMW, начались сбои с поставками автокомплектов из Кореи, предприятие в три раза сократило производство и стало работать в убыток. «Завод работает, но ситуация очень сложная, — признавался Владимир Щербаков. — Сломана вся логистика перевозок, что создает трудности с получением компонентов». Предприятие получало комплекты для сборки корейских автомобилей с огромными трудностями и в разы возросшими финансовыми затратами: если раньше доставка контейнера из Кореи в Калининград стоила $4450, то в апреле 2022 года — $20 000–25 000.

«Автотор» производил почти 50% товарной продукции региона, обеспечивал 57% морских и железнодорожных контейнерных перевозок, выплачивал 56% НДС и 46% акцизов, собираемых на территории Калининградской области. Щербаков отметил, что компания постарается использовать «все виды помощи, которые государство предоставляет системообразующим предприятиям». В «Автоторе» работает 3500 человек, только на зарплату требуется 300–350 млн рублей в месяц. Уверенности в том, что производство корейских иномарок в Калининградской области сохранится в прежнем виде, у Щербакова нет. По его словам, предприятие намерено «сейчас резко активизировать переход на выпуск электромобилей».

«По нашему опросу, более 70% предприятий малого и среднего бизнеса пострадали от санкций, в первую очередь обрабатывающие производства, — рассказывает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Светлана Нижегородова. — Регион развивался как особая экономическая зона, ориентированная на производство продукции из импортных составляющих и продажу ее в России или отправку на экспорт. Зависимость от импорта и иностранных поставщиков очень большая».

По данным Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, в январе–сентябре 2021 года область импортировала товаров на $6,5 млрд, экспортировала — на $1,8 млрд. Мебельная фабрика Dedal в производстве использовала материалы и комплектующие из Германии, Польши, Белоруссии и Китая, по словам владельца компании Игоря Герасимчука, 50% ее продукции продавалось в Европе. «В начале марта более 70% наших покупателей за границей отказались с нами работать, в России, когда курсы валют взлетели, в феврале–марте люди все начали расхватывать, в том числе и мебель, затем продажи упали в разы, а потом и вовсе встали, — рассказывает Герасимчук. — Российских и белорусских комплектующих у нас было примерно 50%, но, если посмотреть, только древесина в ДСП наша отечественная, а все остальное импортное: клей, технологии, красители, бумага, оборудование, кредиты». Запаса сырья и комплектующих у Dedal хватит примерно на месяц работы, его пополнение зависит не только от желания работать с российской компанией иностранных поставщиков, но и от логистики. «Сейчас у меня из-за проблем с транспортом два неотгруженных заказа в Австралию, один не могу отправить в Чехию, — говорит Игорь Герасимчук. — Пытаемся отправить через третьи страны, но пока ничего из этого не вышло».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Принятие неизбежного Принятие неизбежного

Как российский бизнес погружался в новую экономическую реальность

Forbes
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Большой развод Большой развод

Почему адвокат Александр Добровинский неизменно появляется на публике в бабочке

Forbes
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Невенчурные инвестиции Невенчурные инвестиции

Андрей Кондратюк и Евгений Зальцман вкладываются в технологические компании в РФ

Forbes
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Вид с мостика Вид с мостика

Что может узнать о жизни миллиардеров капитан суперъяхты

Forbes
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Не все дома Не все дома

Где безопасно хранить коллекции произведений искусства

Forbes
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
Арабская ночь Арабская ночь

Как устроена финансовая система ОАЭ

Forbes
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Блокчейн-обменник Блокчейн-обменник

Как основатели Via Protocol запустили платежную систему для криптовалюты

Forbes
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Престижная школа Престижная школа

Как сервис Educate Online зарабатывает на желании учить детей за границей

Forbes
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
5 лучших адресов 5 лучших адресов

Отличаются ли приложения для знакомств?

Playboy
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Огненный интеллект Огненный интеллект

Как хакер из Черноголовки создал первый в мире файрвол на основе ИИ

Forbes
Знать без царя в голове Знать без царя в голове

Мини-сериал о сестрах Митфорд, которые искали любовь, а нашли политику

Weekend
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались

Замминистра финансов Алексей Сазанов — о налоговых реформах и их результатах

Ведомости
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
Открыть в приложении