Розничный сектор считается одним из основных бенефициаров пандемии

ForbesБизнес

Экспресс-трансформация: уроки пандемии

Розничный сектор считается одним из основных бенефициаров пандемии: большинство компаний закрыли прошлый год с впечатляющими результатами. Участники форума «Ретейл: изменись или умри», организованного FCongress в апреле, рассказали об обратной стороне успеха и поделились планами, реализация которых заметно изменит ландшафт рынка.

Результаты совместного опроса участников рынка KPMG и FCongress фиксируют довольно позитивную картину. В самом начале пандемии продажи ретейлеров снизились, но через несколько недель наметился тренд на рост. «Его продемонстрировали те, кто оперативно перестроился к работе в новых условиях», — уточняет Георгий Патарая, руководитель практики по работе с компаниями потребительского сектора KPMG в России и СНГ. Таких оказалось большинство: товарооборот увеличился у 68% компаний. Активнее всего развивался онлайн-сегмент: у 55% его представителей бизнес вырос более чем в 2 раза.

Ретейлеры отмечают, что данные не отражают масштаба вызова, с которым столкнулась индустрия. «Безусловно, гораздо проще решать проблемы роста, чем спасать свой бизнес: распускать людей, брать кредиты или признавать себя банкротом. Но кризис мы почувствовали, — признает основатель и генеральный директор компании Wildberries Татьяна Бакальчук. — Пришлось кардинальным образом перестроить всю систему». По словам операционного директора «Утконос онлайн» Елены Образцовой, в течение года на практике пришлось реализовать задачи, которые бизнес не мог решить последние 20 лет. «Все не спали ночами, бежали в пять раз быстрее, были более гибкими, рисковали», — добавляет директор по доставке Lamoda Илья Стародубцев.

Неплохие бизнес-показатели, которых удалось добиться в итоге, — не главный бонус от пандемии, считают ретейлеры. Большинство за считанные дни пересмотрели стратегию развития, узнали много нового о собственных возможностях и выиграли время благодаря партнерским альянсам в направлениях, где ранее предпочитали полагаться исключительно на собственные ресурсы.

Татьяна Бакальчук, Николай Усков

Доставка с препятствиями

Логистическая инфраструктура — опорная часть бизнеса и в офлайн, и в онлайн, напоминает директор по инновациям X5 Retail Group Иван Мельник. Именно логистика в пандемию столкнулась с колоссальными перегрузками. Чтобы справиться со шквалом заказов, компании задействовали широкий арсенал решений. «Когда мощности централизованного интернет-магазина оказались переполнены, было непонятно, как обеспечить неудовлетворенный спрос. Открыть новый склад сложно, дорого и долго. Мы пошли по пути интеграции доставки с офлайн-площадками и дали возможность заказывать непосредственно в магазинах», — рассказывает президент «Азбуки вкуса» Денис Сологуб. Заказы доставлялись покупателям в течение двух часов.

Решение логичное, однако в некоторых случаях подобная тактика приводила к новым проблемам. В сети «ВкусВилл» год назад было более 1200 магазинов, 900 из которых были расположены в Москве, среднее расстояние до покупателя от ближайшей точки всего 2 км. Поэтому в компании добавили в мобильное приложение опцию доставки товаров. Для оперативного обучения продавцов комплектованию заказов попросили специалистов из «СберМаркета» прочитать лекцию, разработанную для сборщиков. Лариса Романовская, управляющая электронной коммерцией «ВкусВилл», отмечает, что ключевым уроком стала формула: собирайте как для себя. Себе возьмете — отправляйте покупателю. Нет — значит не нужно.

Первое время модель работала прекрасно: без дополнительных затрат на складскую инфраструктуру и штат сборщиков. Когда сеть вышла на уровень 90 000 заказов в день, начались сбои. В один день магазин мог получить 200–300 заказов, параллельно обслуживая покупателей в офлайне. В розничных точках площадью 100–150 кв. м с таким объемом заказов просто не справлялись. «Мы стали получать негативную обратную связь о том, что в наши магазины невозможно ходить. Все спотыкались о пакеты, товары на полках были расставлены не всегда аккуратно», — вспоминает Лариса Романовская. В компании рассматривали два выхода из ситуации: ограничить поток заказов или инвестировать в инфраструктуру. Выбрали второй путь, чтобы дать покупателям озможность с комфортом ходить в магазины и при этом не ограничивать важный для сети рост онлайн-продаж.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

30 до 30. Финансы и инвестиции 30 до 30. Финансы и инвестиции

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Финансы и инвестиции

Forbes
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
Торговое оборудование Торговое оборудование

Как друзья из Ростова-на-Дону создали соцсеть для трейдеров стоимостью $3 млрд

Forbes
Трофейный ресурс Трофейный ресурс

Что получил СССР в качестве компенсации от Германии по итогам войны

Эксперт
Прожектор перестройки Прожектор перестройки

Что мешает российской экономике расти?

Forbes
Французское влияние в мягком подбрюшье России Французское влияние в мягком подбрюшье России

Как Париж выстраивает стратегическое партнерство с государствами Средней Азии

Монокль
Бренды образования Бренды образования

Как попасть в престижный университет и стоит ли туда стремиться?

Forbes
Почему в жару отекают ноги и как снять отек Почему в жару отекают ноги и как снять отек

В чем причины отеков лодыжек и стоп в жару

РБК
Витамины роста Витамины роста

Как франшиза «Авокадо» за два с половиной года стала сетью из 2600 магазинов

Forbes
Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться» Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться»

25 лет на сцене — певица Слава по праву может гордиться этим достижением

Добрые советы
Грузите лимоны бочками Грузите лимоны бочками

Как программист из Ульяновска стал совладельцем американской студии графики

Forbes
Маршрут построен Маршрут построен

Как экономить на поездках в метро в разных городах России

Лиза
Роковые пари Роковые пари

Как публичные споры известных миллиардеров отражаются на заработках инвесторов

Forbes
VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии

Книги, которыми (возможно) вдохновлялись Сэм Альтман, Стив Джобс и Билл Гейтс

Inc.
Упущенные возможности Упущенные возможности

Почему отсутствие инвестиционного риска стало новым главным риском

Forbes
Роли исполняли Роли исполняли

Несколько дримкаров, прошедших кастинги в популярные фильмы

Men Today
Ё-моё, сани и бутылка водки Ё-моё, сани и бутылка водки

Что изобретают и патентуют богатейшие люди России

Forbes
Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы

Памятка на случай, если кража автомобиля уже произошла и пора действовать

ТехИнсайдер
Ошибки резидентов Ошибки резидентов

Почему голландский Spar лихорадит в России

Forbes
Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения

Влияет ли пол на музыкальные предпочтения?

Forbes
Грибной культ Грибной культ

История взаимоотношений трюфеля и человека

Forbes
7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара 7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара

Каким фруктам не место в холодильнике

VOICE
Секрет для маленькой компании Секрет для маленькой компании

В США бывшие сотрудники фармы и чиновники помогают взращивать стартапы

Forbes
«А он, мятежный, просит бури» «А он, мятежный, просит бури»

Самые опасные места океанов, как смогли их покорить. Беседа с Федором Конюховым

Вокруг света
Полет иннополисян Полет иннополисян

Выпускники казанского Университета Иннополис становятся стартаперами

Forbes
Сергей Хотимский: Банки мы всегда покупали выгодно Сергей Хотимский: Банки мы всегда покупали выгодно

Сергей Хотимский — о ставках, ЦБ и любви к работе в самые трудные времена

Ведомости
Мастер-класс по трубе Мастер-класс по трубе

Как отношения с властью помогают Дмитрию Пумпянскому в его бизнесе

Forbes
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
Ценные гектары Ценные гектары

Стоимость земель 20 крупнейших латифундистов России приблизилась к 1 трлн рублей

Forbes
«Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве «Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве

Художник Саша Браулов о вышивке как методе и силе доброты

Правила жизни
Открыть в приложении