100 надежных страховых компаний
Бизнес страховых компаний растет за счет страхования жизни, ДМС и интеграции в экосистемы. О провальном II квартале 2020-го можно забыть — весь год в итоге оказался не самым плохим.
Жизнь в экосистеме
После пандемии страховые компании будут привыкать жить по новым правилам и расти за счет страхования жизни и экосистем.
Страховые компании надолго запомнят II квартал 2020 года — сборы обвалились на 25%. Все готовились к худшему, вспоминает управляющий директор по страховым и инвестиционным рейтингам «Эксперта РА» Алексей Янин. Но в итоге рынок закончил год в плюсе: объем страховых премий, по данным ЦБ, вырос на 4,1% и превысил 1,5 трлн рублей. Прибыль страховых компаний год к году почти не изменилась — 247,5 млрд рублей. Уже в I квартале этого года объем страхового рынка вырос на 7,9% год к году. За год, по прогнозу «Эксперта РА», рынок вырастет на 8–9%. Последствий пандемии как не бывало. А надежды связаны с ожиданиями резкого роста сегмента страхования жизни. Именно благодаря ему страховые компании смогли избежать серьезных потерь в прошедшем году. Сборы по страхованию жизни с 2015 года увеличились в четыре раза, с 130 млрд до 431 млрд рублей, следует из данных «Эксперта РА». Исключение составил 2019 год, когда сборы упали на 5% из-за снижения спроса на инвестиционное страхование жизни (ИСЖ) со стороны покупателей, разочаровавшихся в низкой доходности этого продукта, и крестового похода ЦБ на продавцов, так как банки не всегда раскрывали всю информацию о его рисках. Но сегмент не умер, страховые компании и банки переключились на продажи накопительного страхования жизни (НСЖ), и в итоге сборы по этой позиции только за прошлый год выросли на 25%. В I квартале 2021 года сборы по НСЖ выросли еще на 17%, по данным ЦБ. А «Эксперт РА» прогнозирует, что в 2021 году страхование жизни вернется к двузначным темпам роста (до 25%) за счет НСЖ и снова станет лидером страхового рынка. Правда, имеется важный нюанс: ЦБ уже ограничил продажи этих продуктов неквалифицированным инвесторам. Клиенты страховых компаний продолжают жаловаться в ЦБ на низкую доходность НСЖ и ИСЖ: треть клиентов в I квартале 2021 года получили доходность менее 1% годовых при средней 5,6%, говорил директор департамента страхового рынка ЦБ Филипп Габуния.
Смогут ли страховщики наращивать объемы продаж страхования жизни? В этом году заканчиваются многие договоры по накопительному и инвестиционному страхованию от 2017–2018 годов и ожидается рекордный объем выплат по ним — более 350 млрд рублей, напоминает директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов. Это хороший повод обсудить с клиентами продление договоров, считает он.
Страхование жизни не единственная надежда рынка. Агентство АКРА считает, что в 2021 году ДМС может вырасти на 25%, поскольку пандемия заставила людей больше заботиться о своем здоровье, поясняет глава направления страховых компаний АКРА Алексей Бредихин. В 2020 году сборы в этом сегменте упали на 2%, притом что годом ранее был зафиксирован рост на 19%, пишет ЦБ. Спрос на ДМС упал со стороны физических лиц и небольших предприятий, но страховые компании не остались в убытке — в ДМС снизилось количество страховых случаев (а значит, и выплат) так как люди, боясь заразиться, старались лишний раз не ходить по врачам.
В I квартале этого года сборы по ДМС выросли на 2,8%. Но «Эксперт РА» ожидает падения сектора на 5–6% — спрос на ДМС вырос за счет крупных компаний, со стороны населения и среднего бизнеса он по-прежнему невысок.
Возможности для роста страховые компании ищут в экосистемах, говорит основатель аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев. В экосистеме «Сбера» работает «Сбербанк страхование жизни», у «Тинькофф» есть «Тинькофф Страхование», Совкомбанк купил страховую компанию «МетЛайф». Когда страховщик входит в экосистему, он начинает переплетаться с телемедициной, банковскими сервисами, программами управления здоровьем и диспансеризациями. Параллельно страховым компаниям придется привыкать к новым правилам. С 1 июля придется избавляться от некачественных активов, к которым ЦБ относит, к примеру, внебиржевые акции, акции материнских и дочерних компаний или облигации без рейтинга, либо же увеличивать под них капитал. Все изменения заставят страховые компании увеличить капитал на 144 млрд рублей, полагает Филипп Габуния.