«Если в Москве будет ЦМТ, то в СССР пойдёт крупный американский капитал»: история первого бизнес-центра страны
Центр международный торговли в СССР построил американский миллиардер Арманд Хаммер, в 90-е здания захватили бандиты, а в год пандемии рассчитанный на туристов комплекс увеличил чистую прибыль.
Центр международной торговли (ЦМТ) в СССР неспроста называли «Хаммеровским». Идея построить в Москве бизнес-центр мирового уровня принадлежала американскому миллиардеру Арманду Хаммеру.
В 1923–1930 годах он заработал миллионы долларов на поставках в СССР дешевого зерна из США в обмен на икру, пушнину и драгоценности. По просьбе Ленина Хаммер убедил американских предпринимателей в выгоде торговли с Советами и представлял на территории СССР 38 американских компаний до прихода к власти Сталина.
В начале 1970-х Страна Советов села на «сырьевую иглу» и вошла в эпоху «застоя» и дефицита, в то же время нефтехимическому концерну Хаммера Occidental Petroleum нужны были дешевое сырье и новые рынки.
В июле 1972 года концерн подписал с Советским Союзом пятилетнее соглашение о научно-техническом сотрудничестве во многих областях, но Хаммер следовал принципу «хочешь добиться успеха, имей дело с боссом»— чтобы реализовать соглашение, ему нужна была помощь Леонида Брежнева.
В феврале 1973 года Хаммер встретился с Брежневым. Первая же встреча дала Хаммеру, все, что он хотел.
При Брежневе моя фирма подписала несколько торговых соглашений с Советским Союзом. Одно из них привело к заключению крупнейшей в то время сделки, когда-либо подписанных между Советским Союзом и иностранной корпорацией, на общую сумму около $20 млрд. Арманд Хаммер
В 70-е годы Хаммер стал главным западным бизнесменом в СССР. Он не только поставлял за рубеж советские газ и никель, но занимался нефтедобычей в Союзе, то есть отчасти контролировал главный бизнес страны. Кроме того, Хаммер договорился построить Международный торговый центр и гостиницы в Москве для обслуживания растущего в СССР количества американских и других иностранных фирм.
Строительство Центра международной торговли было логичным предложением — сотрудники Occidental Petroleum и других американских компаний должны были чувствовать себя в Москве как дома.
Если в Москве будет Центр международной торговли, место с хорошим жильём, офисами, надёжной международной связью и деловыми услугами, в СССР пойдёт крупный американский капитал. Работать в других условиях серьёзные люди просто не будут. Арманд Хаммер
Более того, идея была не нова: первый прообраз ЦМТ «Интернациональный дом» появился в 1943 году в Новом Орлеане, США. В 60-е годы аналогичные центры открылись в Нью-Йорке, Хьюстоне и Токио, в 70-е годы — в Сингапуре и Торонто.
Сотрудники ЦМТ собирали и предоставляли коммерческую информацию, проводили международные деловые встречи и обучающие семинары, помогали наладить сотрудничество бизнеса, правительственных и некоммерческих организаций, связанных с развитием торговли и помогали организациям выходить на зарубежные рынки.
ЦМТ был призван способствовать налаживанию торгово-экономических отношений между крупнейшими экономиками мира. Многие компании, пытавшиеся наладить торговлю с советской стороной, не могли, к примеру, получить сведения по экономике СССР или связаться с советскими контрагентами по телефону. Центр, по замыслу его создателей, должен был решить эти проблемы, обеспечив условия для успешной работы, проживания и отдыха деловых людей из различных стран мира. Ирина Крылова, директор офисно-квартирного комплекса ЦМТ
Бизнес-центр в лучших американских традициях
Место для строительства первого делового центра в СССР выбрали не случайно. В начале 70-х на Краснопресненской набережной сохранились склады Трехгорной мануфактуры и усадьба «Студенец», а рядом располагались гостиница «Украина», здание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и дипломатический корпус. Красная Пресня была рядом с привычными для зарубежных гостей зданиями мегаполиса.
Хаммер относился к ЦМТ как к своему детищу и хотел построить в Москве бизнес-центр в современном американском стиле. Поэтому он помог советскому правительству привлечь самую крупную американскую фирму-проектировщика того времени Welton Becket Associates, основанную ведущим архитектором Калифорнии Велтоном Беккетом. Спроектированные им и его командой здания стали символами Лос-Анджелеса.
Стиль позднего модерна Беккета был современным, архитектор хорошо организовывал пространство, создавал четкие чистые линии и при этом его проекты были бюджетными.
Вместе с Welton Becket Associates над проектом ЦМТ работали специалисты из Моспроект-2. С американскими коллегами сотрудничали Владимир Кубасов и Петр Скокан, возглавил советскую группу главный архитектор Москвы Михаил Посохин.
Основатель Welton Becket Associates Беккет умер в 1969 году и не участвовал в проектировании ЦМТ. Но над проектом работали его последователи.
По словам архитектора Александра Кудрявцева, американские архитекторы уже «набили руку» на создании офисных зданий мирового уровня и ЦМТ стал одним из самых инновационных комплексов зданий не только в СССР, но и в мире.
Однако разработка проекта не прошла без сложностей. Советская сторона ожидала, что американские архитекторы сразу предложат интересный современный вариант, но коллеги из США не спешили делиться инновациями и технологиями и предложили типовое здание коридорного типа.