«Все, что мы делаем, основано на принципах японской философии кайдзен»
Более 4,6 млрд долларов вложила японская компания JTI в российскую экономику за последние двадцать лет. О развитии своих предприятий в РФ с использованием японской философии постоянного совершенствования процессов производства рассказывает Даниэль Сиамма, генеральный директор «JTI Россия»
Что вы в целом думаете о российском-японском сотрудничестве, как оно развивается в последние годы? Какие позиции занимает JTI на российском рынке?
— Компания JTI входит в японскую группу компаний Japan Tobacco Inc. со штаб-квартирой в Токио. История группы насчитывает более тридцати пяти лет успешного ведения бизнеса как в Японии, так и — с 1999 года — за ее пределами, когда группа компаний приобрела международный бизнес R. J. Reynolds и сформировала международное подразделение Japan Tobacco International (JTI) со штаб-квартирой в Женеве. В России JTI работает с момента создания компании в 1999 году и с 2007 года является лидером российского табачного рынка, а также крупнейшей компанией в секторе FMCG (товары повседневного спроса) по объему продаж. На сегодня JTI — крупнейший инвестор и ведущий налогоплательщик в российской табачной индустрии, которая, в свою очередь, по объему налогов в бюджет занимает второе место после нефтегазовой отрасли. Только в 2019 году JTI заплатила 282,4 миллиарда рублей налогов, или 1,39 процента федерального бюджета. А суммарный объем инвестиций компании в экономику России за двадцать лет составил более 4,6 миллиарда долларов, по этому показателю компания является одним из крупнейших иностранных инвесторов. В 2018 году JTI приобрела и к настоящему времени полностью интегрировала крупную российскую компанию «Донской табак». Благодаря этой сделке в портфель брендов JTI вошли новые марки, укрепив таким образом лидерские позиции компании на рынке России. За полтора года с момента покупки холдинг JTI инвестировал в фабрику порядка 500 миллионов рублей — это инвестиции не только в производство и бренды, но в первую очередь в людей, а также в развитие корпоративной культуры, основанной на принципах японской философии. Наши японские корни проявляются в том, что мы дорожим традициями, ценим маленькие шаги к совершенству, ведь главное, чтобы движение вперед было постоянным. При этом международный опыт дает JTI глобальное видение и возможность синтезировать лучшие практики.
— Помимо «Донского табака», который является стратегической производственной площадкой для JTI, в России также работает одна из крупнейших фабрик корпорации в мире — «Петро» в Санкт-Петербурге. На основе каких принципов построено производство, есть ли отличия от предприятий других стран, примечательные технологии, которые вы применяете в России?
— В составе JTI в России — пять производственных площадок: две фабрики по выпуску готовых табачных изделий — «Петро» в Санкт-Петербурге и «Донской табак» в Ростове-на-Дону, — а также три предприятия по обработке табачного сырья. Они расположены в Липецкой, Ленинградской и Ярославской областях. Фабрика «Петро» — второй по объемам производства комплекс в глобальной структуре JTI и одновременно крупнейшее предприятие по выпуску готовой табачной продукции в России, использующее передовые технологии и современное оборудование. Компания инвестировала в развитие фабрики более 1,2 миллиарда долларов. Мы видим стратегическую задачу фабрики в том, чтобы обеспечивать потребителей продукцией, соответствующей высоким стандартам качества, поддерживая самые высокие показатели в области безопасности труда и охраны окружающей среды. Мы всегда стремимся к тому, чтобы предвосхищать ожидания потребителей, и достигаем этого прежде всего благодаря совершенствованию бизнес-процессов и нашим программам обучения и развития сотрудников.
Все, что мы делаем в JTI, основано на принципах японской философии кайдзен. Это философия постоянного совершенствования процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. Один из инструментов кайдзен — система рационализаторских предложений — позволяет любому сотруднику подавать и внедрять инициативы по улучшению бизнес-процессов, безопасности труда, усовершенствования оборудования. Фабрика «Петро» неоднократно была признана одним из самых экологически ответственных предприятий Санкт-Петербурга. В рамках глобальной стратегии устойчивого развития мы развиваем проекты, направленные на снижение воздействия на окружающую среду, в частности на сокращение потребления воды и энергоресурсов, отходов, снижение выбросов углекислого газа, устранение промышленных запахов на производстве. Мы также поддерживаем региональные экологические проекты, принимая активное участие в ликвидации незаконных свалок и озеленении территорий, и создаем целое сообщество социально ответственных компаний для обмена опытом и продвижения принципов устойчивого развития.
Мы особенно гордимся тем, что фабрика «Петро» стояла у истоков такой важной инициативы как «Зеленый кодекс» — программы, которая объединяет экологически ответственные компании Санкт-Петербурга. Сегодня в программу вступили уже 14 крупнейших производственных предприятий города. Мы не останавливаемся на достигнутом и планируем развивать «Зеленый кодекс» в масштабах всей страны. За последние несколько месяцев к инициативе уже присоединились предприятия Липецкой и Нижегородской областей. Мы убеждены, что успех бизнеса неотделим от повышения уровня жизни общества. JTI заинтересована в долгосрочном благополучии местных сообществ как в Санкт-Петербурге, так и в других регионах, где расположены наши производства. А объединив усилия с другими участниками рынка, мы сможем сделать еще больше ради общего блага.
Не менее важное направление JTI в области устойчивого развития — социальные инвестиции. Наши программы направлены прежде всего на формирование инклюзивной среды и расширение доступа к ресурсам для людей, находящихся в сложных и неблагоприятных условиях. Это и проекты по улучшению качества жизни старшего поколения и людей с инвалидностью, и инициативы по повышению доступности культуры для жителей малых и средних городов России, организация уникальных для российской афиши выставок, гастролей и театральных постановок, реализация исследовательских и просветительских проектов учреждений культуры и образования и многие другие.
Еще один приоритет в рамках стратегии устойчивого развития — противодействие рынку нелегальной торговли сигарет, который составляет уже более 15% всего табачного рынка России, представляя собой реальную угрозу экономике страны, бизнесу и обществу в целом.
— Ежегодно доля нелегальных сигарет в стране увеличивается, в прошлом году она вновь достигла исторического максимума. Видите ли вы способы борьбы с этим? Есть ли у российской табачной отрасли консолидированное мнение о том, какие меры могли бы сработать в России и странах ЕАЭС? Станет ли таким инструментом введение минимальной розничной цены или какая-то другая конкретная мера?
— Основная причина взрывного роста рынка нелегального табака в России — существенная разница между ставками акцизов в РФ и в других странах ЕАЭС. Акцизы и налоги, уплачиваемые на табак в России, сегодня самые высокие на всем пространстве ЕАЭС. И в условиях отсутствия таможенных границ между государствами ЕАЭС в последние годы преступные группировки выстроили целую инфраструктуру, с устойчивыми каналами масштабных поставок нелегального продукта в Россию и дальнейшего сбыта контрабанды в стране. Нелегальные сигареты наносят огромный ущерб и бизнесу, и государству, и обществу в целом. Сейчас, когда перед Россией стоит непростая задача поддержки экономики и преодоления негативных последствий пандемии COVID-19, борьба с черным рынком нелегальных сигарет особенно важна.
Нелегальные сигареты — это не только свыше ста миллиардов рублей недополученных налогов в федеральный бюджет только в прошлом году. Это еще и уничтожение честного бизнеса, который платит налоги, сокращение числа рабочих мест в регионах и общая угроза безопасности граждан. Важнейшая проблема — беспрепятственный доступ несовершеннолетних к табаку из-за нелегальный торговцев, так как подавляющее большинство точек продает нелегальные сигареты подросткам, не верифицируя возраст. И мы видим, что преступники готовы использовать сложившуюся непростую ситуацию, чтобы резко увеличить объем нелегального рынка сигарет, который уже сейчас превышает два с половиной миллиарда долларов.
Мы убеждены, что для решения этой проблемы требуется системный подход со стороны государства и принятие комплексных поправок как в действующее российское законодательство, так и в законодательство ЕАЭС. Более пятидесяти процентов нелегальных сигарет поставляются в Россию из стран ЕАЭС (в основном из Белоруссии) Очевидно, что в первую очередь необходимо выравнивание ставок акцизов в ЕАЭС, и в 2019 году было подписано соответствующее соглашение, устанавливающее единый индикативный уровень этих ставок с 2024 года. Однако выравнивание ставок — это длительный процесс, и его эффект с точки зрения сокращения поставок нелегальной табачной продукции в Россию мы увидим далеко не сразу. Поэтому России необходимо принимать дополнительные меры на внутреннем рынке страны и защищать свои границы от проникновения нелегального табака. Сделать это можно, предусмотрев уголовную ответственность за незаконное перемещение табачной продукции через госграницу, а также введя лимит на максимальный объем сигарет, ввозимых в Россию физлицами из стран ЕАЭС, аналогичный лимитам для ввоза табачной продукции из дальнего зарубежья. Необходимо повысить штрафы за незаконное производство и продажу табачной продукции, включив соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях, так как мягкость наказания за торговлю нелегальными сигаретами поддерживает рост черного рынка.
Для пресечения нелегального производства табачной продукции на территории России необходимо контролировать оборот производственного оборудования — таким механизмом может стать создание единого электронного реестра основного технологического оборудования для производства табачной продукции. Необходимо принять законодательные нормы, предусматривающие обязательную регистрацию оборудования для производства табачной продукции в реестре, для того чтобы выпуск табачной продукции был возможен только с легальных предприятий (линий). Важно также предусмотреть обязанность владельцев оборудования и тех, кто его эксплуатирует, регистрировать его, а также установить ответственность за невыполнение правил, включая конфискацию и уничтожение оборудования в случае отсутствия его регистрации. Мы также считаем необходимым внести поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, которые предусматривали бы обязательное уничтожение изъятой нелегальной табачной продукции, а также оборудования, которое используется на подпольных производствах нелегального табака.
Еще одним инструментов борьбы против нелегального рынка табака может стать введение единой минимальной цены на табачную продукцию по аналогии с алкоголем. Поскольку ключевой фактор спроса на нелегальные сигареты — цена, это, с одной стороны, способ лишить контрабанду преимущества перед легальной продукцией, а с другой — предоставить правоохранителям и контролирующим органам однозначный индикатор нарушения закона и, что важно с точки зрения уголовного и административного законодательства, — инструмент оценки ущерба. Введение минимальной цены станет индикатором и для потребителей, которые не всегда могут отличить легальный товар от нелегального. Надо сказать, что в этом направлении уже сделан первый шаг, а именно введение цифровой маркировки сигарет.
— Как проходило внедрение цифровой маркировки, столкнулись ли вы с какими-то сложностями в связи с ее введением для табачной отрасли?
— Мы с удовлетворением отмечаем ответственный и разумный подход российских органов государственной власти к диалогу с табачными производителями и с другими участниками оборота табачной продукции. Именно такое взаимодействие бизнеса и регулирующих органов способствует быстрому и эффективному внедрению новых технологий в интересах всего общества. JTI участвовала в эксперименте по цифровой маркировке и прослеживанию табачной продукции с самого его начала. Благодаря этому внедрение прошло гладко, без замедления скорости работы линий или их изменений, которые выходили бы за рамки планового развития производственного процесса компании. С 1 июля текущего года на российском рынке разрешена реализация только маркированной продукции, для продажи которой предприятиям торговли в оптовом и розничном звене надлежит зарегистрироваться в системе маркировки «Честный знак», использовать соответствующее оборудование и программное обеспечение. JTI не фиксирует снижения объемов отгрузок продукции после этой даты. С 1 июля все торговые точки должны также использовать электронный документооборот, благодаря чему оборот табачной продукции должен стать полностью прозрачным. Это важный элемент борьбы с рынком нелегальных сигарет.
Мы считаем, что российское решение цифровой маркировки и прослеживания имеет большой потенциал развития. Его реализация приведет к тому, что регулирование табачной отрасли в России станет в высшей степени эффективным. «Электронная прозрачность» позволяет упростить налоговый контроль, избавиться от бумажного документооборота и в перспективе отказаться от бумажных акцизных марок как от устаревшего метода контроля над объемами производства. Создание в перспективе реестра производственного оборудования позволит радикально ограничить доступ к нему недобросовестных предпринимателей. Широкое распространение приложения для смартфонов «Честный знак» позволяет подключить к мониторингу легальности продаж активных граждан. Наконец, гарантированный федеральным законодательством доступ производителей к «живой» информации о движении их собственной продукции по рынку открывает путь к серьезной оптимизации как производства (так называемой lean manufacturing), так и логистики в масштабах всей страны.
— Как инновационные продукты с никотином изменили рынок и потребителя?
— Мы наблюдаем стремительный рост категории инновационных продуктов (или продуктов с потенциалом сниженного риска) как во всем мире, так и в России. На сегодняшний день продукты с потенциалом сниженного риска занимают порядка десяти процентов табачного рынка России. Категория включает в себя в первую очередь такие продукты, как электронные системы доставки никотина и системы нагревания табака с примерным соотношением 20 на 80 процентов соответственно. В портфеле JTI представлены оба продукта: это электронный испаритель капсульного типа Logic Compact, запущенный в 2019 году и занимающий на сегодня лидирующую позицию в сегменте закрытых систем. В марте этого года мы вывели на российский рынок систему нагревания табака JTI под брендом Ploom. Это инновационная технология нагревания табака, вдохновленная Японией. Несмотря на то что запуск продукта состоялся всего несколько месяцев назад, он уже продемонстрировал высокие результаты и сейчас мы разворачиваем его продажи в регионах.
— Какова ваша позиция в отношении употребления инновационных никотиновых продуктов в общественных местах и почему? Как вы считаете, должны ли такие продукты на законодательном уровне быть приравнены к традиционным табачным продуктам?
— Мы поддерживаем разумное, взвешенное регулирование электронной никотинсодержащей продукции, раздельное от традиционных сигарет, так как речь идет о совершенно разных категориях продуктов, с разными характеристиками и профилями риска. Одинаковые правила потребления никотинсодержащей продукции и традиционной табачной продукции противоречат концепции федерального закона об охране здоровья от табачного дыма (ФЗ-15), так как потребитель менее вредной никотинсодержащей продукции вынужден будет употреблять ее в тех же местах, где разрешено курить традиционные сигареты. На наш взгляд, это методологически и научно необоснованная мера, и в реальности она приведет к ограничению конкуренции на рынке никотинсодержащей продукции и к новым возможностям для нелегальных торговцев и недобросовестных производителей. Более того, ограничения по никотину и другим веществам — это вопрос технического регулирования, а не законодательства, регулирующего оборот продукции. Подобные обязательные требования должны приниматься на основе экспертной и научной оценки в рамках технического регламента, и в ЕАЭС процесс разработки такого техрегламента уже запущен. Кроме того, принятый закон устанавливает довольно короткие переходные периоды, что, на наш взгляд, усложнит подготовку бизнеса и потребителей к новым нормам. Но закон с поправками к ФЗ-15 был принят в июле, и мы будем его неукоснительно соблюдать в нашей работе.
— Могли бы вы дать прогноз, каким будет ваше продуктовое соотношение продаж в 2025 году как на российском, так и на международных рынках? И каковы ближайшие планы развития JTI в России?
— Что касается прогноза, мы будем и дальше развивать направление инновационных продуктов, представляющих менее вредную альтернативу курению, а также продолжим работать над нашим портфелем традиционных сигарет. Таким образом, мы хотим предложить потребителям широкий выбор, чтобы они смогли выбрать тот продукт, который им нужен.
Мы продолжим инвестировать в программы устойчивого развития в России. Устойчивое развитие — это уже не вопрос выбора для JTI, а жизненная необходимость. Это осознание факторов, которые могут повлиять на наш успех в будущем, использование новых возможностей и предупреждение рисков. Это правильные решения и действия ради долголетия нашей компании и ради благополучия общества, в котором мы живем.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl