Вино прирастет туристами и автохтонами
Бурный рост российской винодельческой индустрии сдерживается дефицитом саженцев, комплектующих и низким платежеспособным спросом
«Винная отрасль прирастает в объемах, и мы видим интерес потребителей к качественному вину». «Российское вино ничем не отличается от международных образцов, и даже самые большие любители импорта при слепых дегустациях отдают предпочтение винам отечественного производства». «Вскоре в нашей стране появится огромное количество виноделен, даже в тех регионах, которые не считались винными», — делились своими мнениями участники винного рынка на прошедшем Санкт-Петербургском экономическом форуме. Неожиданно виноделие стало на форуме одной из популярных тем в экономической повестке: ей посвящалось по несколько сессий в день.
В винной отрасли сегодня сложилась уникальная ситуация для ее масштабирования и наращивания производства: динамика импорта замедляется из-за санкций и логистических ограничений и в то же время активно растет спрос на вино в целом и на российский продукт в частности.
Так, в винотеках SimpleWine продажи тихих и игристых вин в этом году выросли более чем на 20%, а спрос на вина отечественного производства по сравнению с прошлым годом увеличился на треть. О весенне-летнем росте спроса говорят и в компании Luding, где вина российского производства доминируют в собственной рознице компании, занимая более половины объема продаж.
Интерес россиян к винному рынку подтверждают и в непродовольственной рознице: например, с января по апрель в «М.ВидеоЭльдорадо» продажи винных аксессуаров для хранения, открытия бутылок и измерения температуры выросли в 2,4 раза. Сейчас на онлайн-платформе Wildberries фиксируют рекордный всплеск продаж винных шкафов, что связывают с началом дачного сезона и приближением теплой погоды.
Исследовательские компании отмечают, что увеличение спроса на вино — это долговременный тренд. По данным NielsenIQ, в 2021 году в России алкоголь стал самой динамично развивающейся категорией на рынке FMCG, чему способствовало три фактора: рост цен, увеличение реального спроса на алкоголь и расширение ассортимента. Драйверы отечественного винного рынка — продукция высокого ценового сегмента и игристые вина.
Статус винограда
Виноградарство — основной драйвер роста российского виноделия. С прошлого года ситуация с производством винограда в стране кардинально поменялась — сказалось действие нового закона «О виноделии и виноградарстве» (ФЗ 468). Раньше, до его принятия в 2020 году, большая часть вин в России производилась из импортных виноматериалов и продукция декларировалась как российская. Это было так называемое столовое вино наливом, которое поступало в нашу страну в больших емкостях, и здесь его просто разливали по бутылкам, а не производили. Теперь, согласно закону, продукцию из виноматериалов нельзя называть вином — ее можно реализовывать только как винные напитки. А статус российского вина может получить лишь вино, выпущенное из российского винограда. И это решение подстегнуло инвестиции в производство собственного винограда. Если раньше многие компании на винном рынке преимущественно интересовал бизнес в виде розлива вина из виноматериалов по бутылкам и тетрапакам, то теперь предприниматели стали выращивать виноград для выпуска натуральной продукции.
График 1. В пандемию импорт вина в Россию начал снижаться
График 2. В России мало выращивают винограда
График 3. В России потребляют вина больше, чем производят
«Спрос на отечественные саженцы увеличивается с каждым днем, — говорит начальник производства питомника АФ “Южная” Вячеслав Самощенко. — К нам обращаются крупные винодельческие компании и мелкие фермерские хозяйства со всех регионов России — Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская и Волгоградская области, Крым, Дагестан. В основном их запросы приходятся на классические сорта: шардоне, мерло, каберне совиньон, совиньон блан, пино нуар».
Виноград стал востребованным сырьем на внутреннем рынке. «Пару лет назад мы не могли продать свой виноград по 40 рублей, а сейчас реализуем его по 110 рублей», — радуется генеральный директор Дербентской винодельческой компании Эмиль Омаров.
Росту спроса на отечественные саженцы и виноград способствует и складывающаяся в последнее время ситуация с импортом саженцев винограда; вокруг этого сегодня разгорается наиболее острая дискуссия. Участники рынка жалуются на дефицит посадочного материала: из-за перебоев в логистике его невозможно доставить в Россию. А недавно правительство и вовсе перестало субсидировать посадки импортных растений. Из-за этого амбициозные задачи увеличить площади виноградников в России оказываются трудновыполнимыми: отечественные селекционно-генетические питомники еще не достигли того уровня, чтобы делать высококачественную премиальную лозу, абсолютно защищенную от вирусов. К тому же они загружены на много лет вперед и у них нет дополнительных мощностей, чтобы справляться со всеми потребностями сельхозпроизводителей. Большинство современных отечественных агроферм по-прежнему занимают посадки советских гибридов. Для сертификации новых саженцев требуется порядка десяти лет, поэтому, если сейчас виноделы не найдут, чем заполнить свои посадки, на винном рынке это скажется уже в ближайшие годы.