Добрососедская война. Что происходит, когда соседние государства переходят все границы
Недавние события напоминают нам, что самые большие гнусности человек часто творит по отношению к друзьям, близким и соседям, а вовсе не злейшим врагам. Потому что врага — его еще найти надо. Разозлить. Вызвать на бой. А сосед — он всегда рядом. Вот взять хотя бы СССР и Финляндию…
Война СССР против Финляндии (1939–1940) — одна из самых неоднозначных в нашей истории. Нет, факты все более или менее известны, но вот оценки этой, говоря словами Твардовского, «незнаменитой войны» сильно менялись в зависимости от времени и политических взглядов оценщика. Сегодня принято считать, что СССР совершил наглую агрессию против суверенного соседа, да еще и показал при этом слабость своей армии, спровоцировав тем самым немцев напасть на нас 22 июня 1941 года. Однако, если копнуть чуть глубже, понимаешь, что все не так просто…
Собственно, финны, как и многие прибалтийские народы, долгое время не могли обзавестись своей государственностью: все время ими норовили править более сильные соседи. С XII века тут хозяйничали шведы, потом территорию отвоевал русский император Александр I в ходе Русско-шведской войны (1808–1809). Финляндия стала частью Российской империи, но с правами автономии и в статусе великого княжества. У финнов были органы самоуправления, и они могли даже чеканить свои деньги, отличные от русских. И это всех устраивало более ста лет. Но в 1917-м империя сгинула в пламени революции, а Великое княжество Финляндское провозгласило независимость…
Тут-то все и началось
В конфликтах между государствами не бывает ни виноватых, ни правых. С момента обретения независимости Финляндия вовсе не была дружественна Советскому государству. Во многом это было связано с событиями финской гражданской войны 1918 года, когда наша страна помогала их Красной гвардии — передала оружие и боеприпасы размещенного в Финляндии 42-го армейского корпуса, да и из Петрограда доставляла оружие. Но несмотря на это, выступление красных было подавлено, и в мае 1918 года Финляндия порвала дипломатические отношения с Советской Россией. С этого момента не прекращались провокации на границе: отряды белогвардейской Олонецкой добровольческой армии в 1919–1920 годах периодически совершали более или менее масштабные вылазки с финской территории.
В августе 1921 года финское правительство организовало нападение на Карелию с целью установления там демократического правления. 19 октября 1923 года советскому руководству надоело держать в Карелии войска в боевой готовности, и финнам было передано заявление, смысл которого сводился примерно к следующему: еще раз так сделаете — и вам конец. Красная Армия как раз закончила добивать белогвардейцев в России, и заявление было воспринято с пониманием: налеты крупных отрядов и вообще провокации со стороны Финляндии почти прекратились. Показательно в плане отношения к России и такое утверждение П. Свинхувуда, бывшего с 1931 по 1937 год президентом Финляндии: «Любой враг России должен всегда быть другом Финляндии».
Тем не менее растущая мощь СССР привела в 1932 году к заключению между нашими странами договора о ненападении. Финляндии с населением в 4,5 миллиона человек действительно не было резона нападать на Россию, ведь у нас жителей было в 38 раз больше. Наше правительство и не ожидало атаки финнов, однако территория Финляндии могла быть использована третьими странами (врагами СССР) для создания военных баз. Так уже было в 1918-м, когда немецкий экспедиционный корпус высадился в Гельсингфорсе; так уже было в 1919-м, когда британские торпедные катера из финского порта Койвисто (всего 35 миль от Кронштадта) топили наши корабли, а самолеты с британской авиаматки «Виндиктив» ежедневно совершали налеты на главную базу Балтийского флота. Финляндия всегда следовала в кильватере сильнейших европейских стран, да еще выбирала самые антисоветские из них.
Попытка договориться
В сентябре — октябре 1939 года СССР заключил договор о взаимопомощи с Эстонией, Латвией и Литвой, а 5 октября Советский Союз обратился с аналогичным предложением к финскому правительству. Финны не ожидали от переговоров ничего хорошего: 6 октября там началась мобилизация, а 10 октября — эвакуация населения из приграничных районов. В качестве альтернативы договору «о взаимопомощи» Сталин предложил обмен территориями для обеспечения безопасности Ленинграда. В частности, просил в аренду на 30 лет порт и полуостров Ханко для устройства там военно-морской базы, а также отдать 2761 кв. км финской территории на Карельском перешейке, полуостровах Рыбачий и Средний и некоторых островах Финского залива в обмен на 5523 кв. км советской земли в Карельской АССР. Это позволило бы нам прикрыть морские коммуникации и отодвинуть государственную границу подальше от Ленинграда (местами она проходила всего в 32 км от города на Неве).
Земли финнам предлагали вдвое больше, но в стратегическом отношении обмен равноценным не был: для финнов утрата части Карельского перешейка означала потерю почти всех полевых укреплений и всего правого фланга главной оборонительной полосы с 22 железобетонными дотами, на постройку которых были только что затрачены многие миллионы финских марок.
Переговоры предсказуемо и надежно зашли в тупик. Согласие на оборонительный союз с СССР, как уже случилось с Эстонией, Латвией и Литвой, грозило советизацией Финляндии, а уступка территорий разрушила бы выстроенную ценой колоссальных усилий линию обороны. Что так, что этак, но страна утрачивала независимость. Воевать с СССР было трудно и при исходном положении дел, но был шанс продержаться некоторое время в ожидании военной помощи от западных союзников. А тогда дело можно было бы свести к миру на более приемлемых условиях.
Таинственный «Шюцкор»
Отряды шюцкора (от швед. skyddskar — «охранный корпус») возникли в Финляндии накануне революции 1917 года. Состояли они из вполне гражданских добровольцев, взявших в руки оружие для защиты своего городка от разбойных действий морально разложившихся солдат из 42-го армейского корпуса русской армии. В конце 1917 года Финляндия отделилась от революционной России, однако и здесь началась гражданская война, в которой шюцкоровцы противостояли группам финской Красной гвардии. Полупартизанское движение шюцкора возглавил по поручению сейма генерал Маннергейм.
28 января 1917 года он провозгласил все формирования шюцкора законными войсками правительства Финляндии. После создания регулярной армии шюцкор формально считался ее частью, но в мирное время выполнял скорее функции нашего ДОСААФ. Его членом мог стать любой лояльный гражданин страны, независимо от возраста (членство в шюцкоре не засчитывалось за службу в вооруженных силах). Во время войны шюцкор понес большие потери, поскольку его бойцы активно воевали в частях регулярной армии. Отдельных шюцкоровских подразделений на фронте не было, но часто члены организации пришивали нашивку «S» на обмундирование, что в будущем послужило для СССР поводом к дискредитации организации. По пункту № 21 в Соглашении о перемирии между СССР и Великобританией, с одной стороны, и Финляндией — с другой, последняя была обязана распустить все прогитлеровские военные организации на своей территории. 6 ноября 1944 года шюцкор был распущен.