Спорт без спортсменов

В России начинается перезагрузка спортивной отрасли

ЭкспертСпорт

Спорт без спортсменов

Принятая в России стратегия развития спортивной индустрии нацелена на повышение конкурентоспособности этой отрасли. Предполагается, что новые меры поддержат отечественных производителей оборудования и инвентаря, сделают спорт более массовым.

Софья Инкижинова

Экспериментальный комбинат спортивных изделий (ECSI) хочет привлечь к своей продукции массового потребителя за счет популяризации нового вида спорта SUP (гребля стоя)

В России начинается перезагрузка спортивной отрасли. Утвержденные недавно правительством «Стратегия развития спортивной индустрии до 2035 года» и «Комплекс мер по формированию современной отрасли спортивной индустрии на 2019–2020 годы», разработанные Минпромторгом, — документы не просто нужные, а обязательные. Они направлены на то, чтобы остановить депрессию российского спорта и создать современную, конкурентоспособную индустрию.

В качестве приоритетов выбраны пять направлений, по которым планируется вести планомерную работу: стандартизация и качество производимой спортивной продукции; развитие и поддержка отечественных производителей; поддержка и развитие кадрового потенциала; создание условий для выхода российской продукции на мировой рынок; поддержка передовых производственных проектов в области спорта высших достижений.

В настоящее время российская спорт-индустрия не слишком успешно догоняет мировую. По оценкам экспертов, емкость рынка спортивной продукции в нашей стране оценивается в 530– 540 млрд рублей, при этом доля продукции отечественных производителей едва превышает 11%. Больше всего в нашей стране выпускается продукции для зимних видов спорта — например, в горнолыжном секторе это 15%. В целом же объемы российского производства крайне малы, это особенно заметно по товарам и оборудованию для занятий профессиональным спортом (2–4% рынка), производству бассейнов (1%), «умным» тренажерам (1–3%), роликам и конькам (5%).

В мире же спортивная индустрия активно набирает обороты. По данным международных статистических источников, сейчас этот рынок составляет около ста миллиардов долларов, а в ближайшие пять лет может вырасти в полтора-два раза. При этом большая часть рынка приходится на сегмент спортивного оборудования. Главная причина его роста — увеличение числа людей, которые регулярно занимаются физической культурой и спортом. Кроме того, на увеличение объемов рынка влияет и сближение спортивной индустрии и индустрии развлечений: оба сектора стремятся отвечать на вызовы новых цифровых технологий, которые изменяют и формируют способы проведения досуга.

Согласно новой стратегии, предполагается достижение следующих результатов: к 2035 году более половины жителей нашей страны будут активно заниматься спортом (разработчики стратегии полагают, что сегодня таковых 36%), производство отечественной спортивной продукции увеличится в два с половиной раза (более чем до 120 млрд рублей), а экспорт достигнет 220 млн долларов, число патентных заявок на изобретения в спортивной отрасли вырастет до 45 единиц в год.

Отечественные спортивные байдарки и каноэ дешевле импортных, поэтому их в основном приобретают для начинающих спортсменов и юношеского спорта

Уйти от гаражного производства

Поскольку основным разработчиком стратегии выступил Минпромторг, главное внимание в ней уделено производственному сектору. Сегодня развитие спортивной индустрии в России фактически начинается с чистого листа. По данным Минпромторга, в настоящее время на рынке спортивной продукции работают около 380 производителей спортивных товаров, более 90% из них — микро- и малые предприятия (годовой оборот каждого из них не превышает 20 млн рублей). Что примечательно, в основном такие компании сосредоточены в Центральном федеральном округе. Производители спортивного оборудования — это, как правило, бывшие спортсмены, которые раньше участвовали в соревнованиях, знают необходимые требования и какого инвентаря не хватает по их направлениям. Со стороны понять специфику того или иного вида спорта сложно. Подобную практику применяют даже транснациональные компании: для разработки профессионального оборудования к работе часто привлекаются спортсмены, которые не только тестируют продукцию, но и участвуют в организации всего производственного процесса.

Основная проблема, с которой сталкиваются российские спортсмены, — дефицит качественного специализированного оборудования по доступным ценам. «Еще пять-семь лет назад мы не думали об импортозамещении. Была определенная потребность рынка: от советской системы снабжения ушли, а оставшийся инвентарь приходил в негодность. Импортные спортивные лодки, которые начали завозиться в Россию, были дорогие, и в нашей стране стало расцветать гаражное производство. Эти лодки намного уступали западным, так как не было системного подхода к производству. Но когда мы увидели такую продукцию, сделанную непонятными умельцами, то поняли, что можем делать ее сами лучше и профессиональнее. Тогда мы решили изучить техническую часть и запустили собственное производство», — рассказывает генеральный директор Экспериментального комбината спортивных изделий Михаил Овчинников.

«На данном этапе наши лодки приобретают для начинающих спортсменов и юношеского спорта. Однако по качеству они не уступают западным образцам, поэтому могут быть использованы и в спорте высших достижений. Для сравнения: наши жесткие лодки стоят 78–125 тысяч рублей, а западные аналоги — 350–420 тысяч», — поясняет финансовый директор Экспериментального комбината спортивных изделий Андрей Дембиков.

Причины, по которым отечественные производители могут обеспечить цены на свою продукцию ниже, чем у импортных аналогов, следующие. Первая — высокие таможенные пошлины на импорт и льготное обложение по НДС для госучреждений, которые выступают заказчиками изделий: благодаря этим двум факторам разница в себестоимости с иностранным продуктом составляет 35%. Причина вторая — логистическая составляющая, поскольку ряд импортируемых изделий поступает к нам, например, из Австралии.

Основные заказчики спортивного оборудования (до 90%) — это госучреждения, работать с которыми компаниям сложно, прежде всего по причине сезонного характера госзаказов. «Первые заявки поступают к нам только весной. А наиболее непредсказуемым временем года для нас являются ноябрь—декабрь, когда госучреждения пытаются освоить бюджетные средства, не потраченные в течение года. Однако с января в производстве по госзаказам снова тишина: никто не понимает, сколько и какого оборудования планируется закупать в новом году», — рассказывает Андрей Дембиков.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Выборы в Афганистане — шанс на мир? Выборы в Афганистане — шанс на мир?

Афганистан после западной интервенции

Эксперт, июль'19
Монголия: Птица верхнего мира Монголия: Птица верхнего мира

Значительная сила шаманки скрыта в головном уборе, майхабши

Вокруг света, июль'19
Культурные события июля Культурные события июля

Театральные премьеры, концерты и, разумеется, фестивали

РБК, июль'19
Лидеры французской революции Лидеры французской революции

Великая французская революция в лицах

Дилетант, август'19
Как перестать угождать другим и стать счастливой Как перестать угождать другим и стать счастливой

Придется менять образ мыслей — непросто, но того стоит

Vogue, июль'19
Вся правда о холестерине Вся правда о холестерине

Сегодня многие ученые не разделяют холестериновую теорию развития атеросклероза

Лиза, август'19
Как не оказаться в хвосте революции здравоохранения Как не оказаться в хвосте революции здравоохранения

Россия может стать мировым лидером в продлении и улучшении качества жизни

Эксперт, июль'19
Лев Хасис оставил пакет вмагазине Лев Хасис оставил пакет вмагазине

У сети «Глобус Гурмэ» сменились акционеры

РБК, июль'19
Закон и порядок Закон и порядок

Как сообщить начальнику, что на его одежде пятно и оно грозит репутации компании

GQ, август'19
Как и когда покупать автомобили Lexus, чтобы прилично сэкономить Как и когда покупать автомобили Lexus, чтобы прилично сэкономить

Поистине уникальные предложения от легендарного японского бренда

Men’s Health, июль'19
Что произошло в мире моды за две недели Что произошло в мире моды за две недели

Теперь вы знаете, как выглядят самые дорогие кроссовки в мире

GQ, июль'19
Как не стоит носить головные уборы Как не стоит носить головные уборы

Учимся на ошибках героев стритстайла

GQ, июль'19
Объемный шоутех Объемный шоутех

Как новые технологии меняют индустрию развлечений

Forbes, август'19
Как привести внешность в порядок после секса, перелета, загула и других перегрузок Как привести внешность в порядок после секса, перелета, загула и других перегрузок

Опытный бьюти-блогер знает, как вернуть потерянное лицо

Men’s Health, июль'19
С легкой парой! С легкой парой!

Мы задали экспертам самые неудобные вопросы про уход за ногами

Glamour, август'19
Я у мамы Пуаро: в чем секрет популярности сериалов в жанре true crime Я у мамы Пуаро: в чем секрет популярности сериалов в жанре true crime

Документальные сериалы о реальных преступлениях завоевывают аудиторию

РБК, июль'19
Как говорить комплименты. Исчерпывающее руководство Как говорить комплименты. Исчерпывающее руководство

Сначала женщина полюбит тебя ушами. А затем и еще чем-нибудь

Maxim, июль'19
Алкогений: Раймонд Чандлер Алкогений: Раймонд Чандлер

«Когда я пьян, от меня пахнет дохлыми жабами»

Maxim, июль'19
Isuzu D-Max. Музыка для бывалого дизелиста Isuzu D-Max. Музыка для бывалого дизелиста

Второй по счёту рестайлинг пикапа Isuzu D-Max

4x4 Club, июль'19
Сама не своя Сама не своя

Вот нюанс: на того, кто тащит, можно и взвалить побольше

Добрые советы, август'19
6 модных медиа, у которых можно купить интересный мерч 6 модных медиа, у которых можно купить интересный мерч

Медиа разной тематики тоже создают собственные капсулы одежды и аксессуаров

РБК, июль'19
Уловить общую картину мира Уловить общую картину мира

Всё в мире взаимосвязано, даже если мы этого на первый взгляд не замечаем

Наука и жизнь, февраль'19
Основатель фитнес-студии Zaryad — о йоге, биоритмах и «мусорной» еде Основатель фитнес-студии Zaryad — о йоге, биоритмах и «мусорной» еде

Как настроить режим дня, побороть сонливость, правильно питаться и не уставать

РБК, июль'19
Лорд Фостер с берега Темзы Лорд Фостер с берега Темзы

Лондон, похоже, превращается в абсурдный стол для пикника

Караван историй, август'19
Зачем миллион американцев планируют штурмовать зону 51 Зачем миллион американцев планируют штурмовать зону 51

Чем примечательна локация в пустыне Неваде и стоит ли в нее стремиться

РБК, июль'19
Лопухи совсем не «лопухи»! Лопухи совсем не «лопухи»!

И облик, и жизнь лопуха как бы говорят нам о его незатейливости

Наука и жизнь, январь'19
Красная Америка Красная Америка

За какой социализм борются американские левые

Огонёк, июль'19
5 мифов об экологии, в которые давно пора перестать верить 5 мифов об экологии, в которые давно пора перестать верить

В мире набирает популярность экологическое движение за разумное потребление

РБК, июль'19
Вкусный гид по Италии Вкусный гид по Италии

В Италию надо приезжать во всеоружии, изучив все кулинарные традиции

Лиза, июль'19
С кислым видом С кислым видом

Кефир оздоравливает микрофлору кишечника и способствует похудению

Добрые советы, август'19