Сериал «Нулевой пациент»: детективная драма о вспышке ВИЧ в СССР
Разбираемся, удалось ли создателям соединить медицинскую драму с политикой и любовью и почему сериал стоит посмотреть не только ради атмосферы
Высокий советский чиновник говорит с экрана телевизора: «СПИД — это болезнь наркоманов, проституток, гомосексуалистов». Его логика очевидна: если такие социальные категории в Советском Союзе отсутствуют, то нет и этой «американской заразы», СПИДа. На самом деле все было бы смешно, если бы не было так грустно, а точнее, страшно и непонятно. Категорий этих в советской парадигме нет, однако в реальной жизни ВИЧ и СПИД есть.
На дворе 1988 год, разгар перестройки, Закавказье уже вовсю штормит, гласность, группировки вооруженных битами братков по ночам наводят свои порядки в городских парках. В это время в тихой Элисте в больнице дети заражаются непонятным вирусом с подозрительно схожими симптомами. Доктор-педиатр Кирсан Аюшев (Аскар Ильясов) с рвением, присущим молодости, приступает к своим врачебным обязанностям, симпатизируя попутно одной из медсестер. Но однажды случается трагедия: во время ночного дежурства Кирсан берет на себя ответственность и оперирует младенца с легочной патологией. Несмотря на то что все проходит по правилам, младенец умирает на операционном столе.
Главврач элистинской районной больницы Марат Сангаджиев (Сейдулла Молдаханов) советует молодому коллеге взять себя в руки и успокоиться, ведь такое может случиться с каждым врачом. Но Кирсан тайком от начальства изучает истории болезни, общается с маленькими пациентами и находит общие симптомы, которые у одной из девочек развиваются в очень тяжелой форме. Кирсан предпринимает решительные действия: образцы крови заболевших он на свой страх и риск отправляет в Москву, в особую лабораторию по изучению ВИЧ-инфекции. Ею заведует врач Дмитрий Гончаров (Никита Ефремов), сын высокого номенклатурного чиновника Владимира Гончарова (Игорь Гордин). После того как анализы подтверждают ВИЧ у детей в калмыцкой детской больнице, молодой Гончаров начинает собственное расследование. Ситуацию усугубляет то, что в СССР провести диагностику ВИЧ было затруднительно, поскольку существовали только две лаборатории: в Москве и в Ленинграде.
Информацию о заражении детей в Элисте Дмитрий Гончаров сливает своему другу Игорю Карахану (Евгений Стычкин), репортеру газеты «Советская молодежь». Журналистский материал производит эффект разорвавшейся бомбы: всем, в том числе партийной верхушке во главе с председателем Президиума Верховного Совета СССР Михаилом Горбачевым (Геннадий Смирнов) и министром здравоохранения СССР Евгением Чазовым (Игорь Бочкин), становится понятно: необходимо найти нулевого пациента, чтобы остановить цепочку заражений. Гончаров и кагэбэшник Петр Шипов (Павел Майков) едут в Элисту, чтобы понять, как смертельно опасный вирус мог попасть в кровь детям.
«Здесь на самом деле приходилось плясать вокруг запрещенных приемов. Боль и смерть детей могут быть прямыми попытками манипулировать зрителем. Но в какой-то момент я себя спросил: если попытаюсь высказаться на эту тему, это будет лучше для пострадавших, для меня самого? Сможет хоть на пылинку что-то изменить? И ответил себе: да», — рассказывает об истории создания сериала сценарист Олег Маловичко.
По словам Никиты Ефремова, герой которого проходит через весь ужас поиска и установления ВИЧ-инфицированных и через борьбу с замалчиванием, «сюжет про эпидемию ВИЧ в СССР — это же как раз разговор про то, насколько страшно взглянуть честно на происходящее. Про то, что есть неугодная кому-то тень и о ней не хочется говорить, так как это обнаружит большую слабость».
Хочется отметить не только верный просветительский посыл сериала, но и скрупулезную работу всей команды, начиная с кастинга, диалогов и заканчивая костюмными деталями. В нем нет ни одного ходульного персонажа, а намек на сериал «Чернобыль» в сцене секретного заседания Политбюро, на котором присутствует Дмитрий Гончаров, сделан так завуалированно, что воспринимается лишь как широкое культурное поле.
Даже, казалось бы, заматеревшие в политических играх и держащиеся за свои кресла чиновники представляются живыми людьми, а не схемами.
В реальной истории в 1989 году Евгений Чазов издал приказ об открытии по стране нескольких центров по борьбе со СПИДом, а донорскую кровь стали тестировать и на ВИЧ.
Главную задачу «Нулевой пациент» уже выполнил: создатели недвусмысленно рассказывают и показывают, к чему приводит попустительское отношение к себе и окружающим, а главное, в какой момент человек становится способен побороть страх, чтобы остаться человеком и помочь другим справиться с бедой.
Фото: «Среда»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl