Семь метров для ветра
Созданная группой энтузиастов новая лодка mX700 может занять лидирующее положение на российском рынке парусных спортивных яхт благодаря универсальной конструкции, низкой цене и броскому дизайну.
Для знакомства с парусным спортом мне подвернулся удачный случай — регата в Санкт-Петербурге, на которую пригласили журналистов. Кстати, именно случай, подобный моему, и приводит многих будущих яхтсменов в этот спорт. В парусном клубе ZigZag нас собрали, чтобы прокатить на новой модели парусной спортивной яхты российского производства mX700. Это не просто очередная новинка в модельном ряду: с нее начнет формироваться новый класс яхт — семиметровых, с габаритами семь метров в длину и около 2,3 метра в ширину. По мнению автора идеи создания новых яхт Дмитрия Жайворонка, именно такие габариты идеально подойдут для парусных яхт-клубов России, которые ставят перед собой задачу предложить своим клиентам универсальный вариант лодки для обучения новичков и соревнований профессионалов. С ним согласен Владимир Силкин, президент Всероссийской федерации парусного спорта: «По отзывам спортсменов, именно семиметровая лодка более устойчива и комфортна. Такая яхта сейчас в тренде: она и спортивная, и вместительная, относительно простая для любого уровня подготовки».
Новую яхту для клуба ZigZag произвела петербургская компания «Мобиле групп», причем речь идет не об одной лодке, а о создании целого монофлота — восьми одинаковых лодок. Наличие монофлота позволяет проводить соревнования внутри клуба и расширить число клиентов, в том числе корпоративных, для проведения яхтенных соревнований. А благодаря индустриальному подходу в производстве яхтой могут заинтересоваться и другие парусные клубы, у которых еще не представлен монофлот, а также предприниматели, которые хотят открыть свой парусный клуб, что в отдаленной перспективе может дать толчок развитию парусного спорта в стране.
Сам парусный клуб ZigZag появился на этом рынке недавно. Идея создать его и произвести для него новые для нашего рынка лодки возникла у яхтсмена Дмитрия Жайворонка. До этого на нашем рынке были представлены отечественные лодки других габаритов — шесть и восемь метров в длину, которые имеют свои минусы, либо иностранные яхты, которые стоят минимум в два раза дороже, чем новая модель лодки.
Над созданием новой яхты работали четыре яхтсмена, у каждого из них в проекте свой функционал. Дмитрий Жайворонок, мастер спорта по парусному спорту, знакомится на регате с Александром Веденеевым, трейдером на финансовых рынках и начинающим яхтсменом, которого заряжает романтикой создания нового клуба и строительства новых лодок. Александр Веденеев становится заказчиком первых лодок. В этот период в работу включается Алексей Нешитов в качестве директора по развитию проекта. Когда деньги на проектирование и строительство первых лодок находятся, энтузиасты отправляются к Александру Филиппову, владельцу производства «Мобиле групп», который имеет приличный опыт в строительстве яхт разного класса, и он берется за проект.
Использовать вакуум
Производителей яхт в России сейчас не так много, основные базируются в Нижнем Новгороде, Таганроге, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Именно на петербургского производителя «Мобиле групп» пал выбор заказчиков, потому что для строительства новых яхт он подходил лучше всего: по локации, опыту и срокам производства. Компания специализируется на производстве скоростных катеров и РИБов в заводских условиях (создание парусов в производство не входит). Кроме того, у нее были свои комплектующие и подходящее для производства современных лодок оборудование — установка для вакуумной инфузии (ее описание чуть ниже). «Мобиле групп» при помощи этой технологии производит часть своих катеров.
«Первое, что мы сделали, — стали рисовать модель лодки в компьютерной программе. Относительно ее формы долго спорил с Александром Филипповым, который настаивал на том, чтобы лодка имела четкие линии и острые углы. Мне же она виделась с более мягкими очертаниями. Но я согласился в итоге с доводами Саши. Сейчас именно эта грубоватая форма очень выигрышно смотрится на воде и на фоне других лодок», — рассказывает Дмитрий Жайворонок. После прорисовки модели лодки возник вопрос с комплектующими. «Мобиле групп» производит самостоятельно большую часть комплектующих: весь конструктив — корпус, палубу, все внутренние переборки, киль, руль — все то, что можно назвать яхтой. Но остальные комплектующие предприниматели искали самостоятельно: «Рангоут — мачтовое оборудование — нашли в Дубне, а блоки, стопоры, петли, утки мы получаем от разных производителей, например от компании “Барракуда” из Новосибирска», — рассказывает Алексей Нешитов. Некоторые производители стали создавать комплектующие специально по заказу для новой яхты. «Долго думали, как производить мачту. Было много вариантов, и я был убежден, что мачта будет импортной, не думал, что ее могут произвести в России. Тут выяснилось, что в Дубне есть небольшая компания Wind Brothers, где делают мачты для маленьких лодок из хорошего сплава. Мы решили сделать им заказ, и они разработали под нас мачту», — рассказывает Дмитрий Жайворонок.
При производстве были свои трудности: например, алюминиевую мачту необходимо покрывать специальным покрытием — делать анодирование, но оказалось, что в России нет ванн такого размера, куда можно поместить девятиметровую мачту. Поэтому ее просто покрасили, что тоже дает защиту, но не такую сильную, как специальное покрытие. «Мы сейчас ищем способ сделать специальное покрытие для мачт, планируем заинтересовать производства, чтобы была ванна для наших габаритов», — говорит Александр Филиппов.
Ключевым моментом в производстве новой модели оказалась технология, которую на рынке парусных яхт еще никто не использовал. Лодка состоит из нескольких слоев мультиаксиальной ткани (специальная стеклоткань из нескольких слоев нити, ориентированных в различных направлениях в соответствии с заданной схемой армирования, рассчитанной исходя из оказываемой на материал нагрузки), пропитанной эпоксивинилэфирной смолой, и пенопласта в качестве наполнителя. Как правило, пропитка слоев ткани смолой производится вручную, что зачастую приводит к неравномерному ее распределению. Такие погрешности влияют на качественные характеристики лодки: «Если смолы больше или меньше, меняется вес изделия. Если ее слишком много, лодка хрупкая, кроме того, избыток материала производитель оплачивает за свой счет, а смола недешевая. Если смолы слишком мало, яхта начнет рассыпаться, это значит, что не пропитана вся ткань и она пересушена», — поясняет Александр Филиппов. Поэтому компания решила использовать специальную технологию — вакуумное инфузионное формование, при котором пропитка армирующих слоев смолой происходит без ручной работы кистью (валиком): в матрицу — форму будущего корпуса — в соответствии со схемой армирования закладывают слои конструкционного материала (стеклоткань, пенопласт) «по сухому». Получившийся «пирог» затягивают специальной полиэтиленовой пленкой таким образом, чтобы конструкция была абсолютно герметична. Далее в строго определенных местах в пленке делаются отверстия, к которым подсоединяются воздухоотводящие и подводящие смолу трубки. Соединения тщательно герметизируются. К воздухоотводящим трубкам подключается вакуумный насос, который отсасывает весь воздух внутри, после чего подается смола, которая равномерно пропитывает армирующий материал. За процессом пристально наблюдает специалист-технолог, который с помощью специального оборудования контролирует объем, скорость и направление подачи смолы, а также соблюдение герметичности пленки и всех соединений. Именно он является ключевым звеном в процессе, от умения технолога определить места и время подачи смолы зависит результат. Процесс формования корпуса таким методом занимает около часа, что гораздо быстрее технологий прошлого поколения. Всего с учетом подготовки матрицы, закладки материала и подготовки процедуры для инфузии производство одного корпуса занимает порядка двух дней.
Сейчас компания работает над технической составляющей лодки, технические недоработки у новой модели встречаются, но все они, по словам Алексея Нешитова и Дмитрия Жайворонка, «решаются по мере поступления лодок в парусный клуб, поскольку флот производили поэтапно». «На первом опытном образце было много недоработок, например слабые рулевые петли, недостаточно жесткая палуба в кормовой части, излишне длинный румпель. По сути, весь наш флот — масштабные испытания mX700: когда мы получали с производства каждую лодку и обнаруживали в ней проблему, то дорабатывали технологию, чтобы эта ошибка была исключена в дальнейшей серии», — уточняет Алексей Нешитов.
По клубным правилам
Весь парусный спорт завязан на клубное движение. Парусные клубы обучают яхтингу, сдают яхты в аренду и проводят регаты в рамках клуба. Например, для клуба «Прояхтинг», по словам его основателя Екатерины Скудиной, корпоративные регаты — основной источник дохода. У компании есть несколько типов регат — как еженедельных по расписанию, так и индивидуальных корпоративных. Индивидуальное участие в еженедельной регате, когда человек просто приезжает в клуб один и его определяют в команду из таких же участников, в «Прояхтинге» стоит четыре тысячи рублей с человека, столько же участие стоит и в клубе ZigZag. Командное участие, когда на регату приезжает группа до пяти человек, стоит в среднем 15 тыс. рублей, то есть 3500–3700 с каждого, столько же и в ZigZag. Корпоративные регаты обойдутся дороже — в ZigZag лодка на четыре-пять часов стоит 25 тыс. рублей.
Правда, сейчас в ZigZag наибольшим спросом пользуются тренировки. Клуб предлагает несколько типов услуг. Все начинается с самого простого варианта — обучение за две тысячи рублей с человека за два часа на воде с инструктором. «Лучше сразу экипажем, командой выходить. Лодкой может управлять и один человек, но это сложно, а если ставить геннакер (парус для слабого ветра. — “Эксперт”), да еще и в свежий ветер, то практически невозможно. Парусный спорт — это командный вид спорта, в этом фишка», — объясняет Алексей Нешитов. Клуб предлагает также пакеты от пяти до двадцати занятий. Помимо них есть абонементы — утренний, спортивный, сезонный, корпоративный. При этом цены в клубах примерно одинаковые. Они могут быть выше или ниже на разные виды услуг и пакетные предложения.
Самый востребованный курс введения в парус On Sail — это 11 тренировок, которые включают в себя теорию и практику с известными тренерами. «Когда говоришь “парусная яхта”, у любого человека в голове сразу позитивная картина — включается внутренняя романтика. Но большинство думает, что это где-то далеко и очень дорого. А мы предлагаем услугу как фитнес: приходите в спорткостюме, инвентарь предоставляем мы», — говорит Александр Веденеев. Интересно, что загрузка в клубе больше в будние дни, клиенты готовы приезжать походить на яхтах даже после работы.
Для роста доходов парусному клубу интересен b2b-рынок, поскольку корпоративные заказы — это всегда несколько групп участников, клуб зарабатывает на каждом из них, и ему выгодно, когда вся лодка заполнена. Говорить о доходе ZigZag преждевременно — клуб только в конце августа получил восьмую яхту, последнюю из заказанных.
Сейчас парусных клубов в России меньше сотни, но каждый год появляются новые. Активнее всего яхт-клубы развиваются в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Сочи, Екатеринбурге и Крыму. Клубы конкурируют между собой в первую очередь локацией, затем расценками, инфраструктурой на территории, наличием школ для детей, а также моделями яхт. В последнее время для клубов становится важным наличие монофлота в оптимальном количестве восемь-десять единиц. Монофлот позволяет проводить интересные соревнования, потому что людям хочется соревноваться на яхтах одного класса, когда они находятся в одинаковых условиях и побеждают только благодаря своему мастерству — это принцип парусного спорта. Можно соревноваться и на разных классах яхт, итоговые баллы подсчитываются через коэффициент, который учитывает особенности всех моделей и как бы уравнивает их между собой, но это весьма условные обозначения. Клубам сегодня важнее предоставить своим клиентам удобные условия для соревнований: «Десять лет назад ни в одном клубе не было монофлота, это были совершенно разные лодки, и мы мечтали, чтобы появился монофлот. Когда в клубе есть монофлот, люди хотят быть членами яхт-клуба. В этом цель Федерации парусного спорта», — говорит Владимир Силкин.
Первый монофлот в России появился лет семь назад, когда стали проводиться регаты, — по сути, в парусный клуб приходят именно для того, чтобы принять участие в соревнованиях, с желанием победить. Выходить на прогулки, не имея конечной цели, быстро надоедает. «Мы сначала учим просто управлять яхтой. Если этому научился, то обязательно захочется пойти в соревнования, а там надо учиться скорости, точности и ловкости. И мы уже готовим людей к соревнованиям, которые в том числе организуем внутри клуба на нашем новом монофлоте», — объясняет Александр Веденеев.
В современных парусных клубах модельный ряд яхт очень разнообразен, и монофлот представлен далеко не в каждом клубе — считается, что это очень затратное дело. При стоимости одной яхты от трех миллионов рублей для того, чтобы сформировать монофлот из оптимального числа яхт, необходимы существенные вложения. А поскольку этот бизнес очень привязан к сезонности (время использования яхт составляет три с половиной — четыре месяца в год), окупить большие вложения получится не скоро. По данным экспертов, если в парусном клубе хорошо выстроен бизнес, имеются десять яхт, хорошая локация и инфраструктура, то оборот за тричетыре месяца сезона может составить от пяти до десяти миллионов рублей.
Яхты mX700 стоят ощутимо дешевле всех существующих моделей спортивных парусных яхт — 1,6 млн рублей (вместе с парусами). «Мы определили цену, по которой хотели продавать лодки, — полтора миллиона рублей, и у нас была задача за эти деньги сделать яхту с максимально высокими параметрами. Сначала хотели выйти на цену еще ниже — один миллион, но не получилось сделать лодку качественной, а мы исходили из технических характеристик и качеством не пренебрегали», — рассказывает Александр Филиппов.
Чтобы выйти на окупаемость в более короткие сроки, парусный клуб ZigZag планирует зимой продлить парусный сезон в Крыму, организовывая там выходы в море и регаты. Если дело пойдет, то вложения окупятся быстрее. Но в этом деле есть свои риски: во-первых, непонятно, будет ли спрос зимой; во-вторых, могут возникнуть трудности с перевозом лодок; в-третьих, выход в море может быть затруднительным. «В Крыму существует проблема береговой линии, инфраструктуры и портов. Есть отдельная пограничная проблема — я знаю огромное количество примеров, когда для того, чтобы выйти в море, необходимо долго согласовывать разрешение на выход и вход к причалу. Здесь может быть много неприятных нюансов», — рассказывает Олег Есюнин, организатор зарубежных регат «Пермская парусная неделя». Опыт одного из лидеров рынка показывает, что работать в южных регионах России зимой может быть интересно. «Когда сезон в Москве закрывается, мы активно работаем в Сочи с ноября по апрель и видим там хороший спрос. Мы этому рады, потому что раньше люди зимой выбирали заграницу», — говорит Екатерина Скудина.
Подражая лучшим
Новая лодка mX700 по своим характеристикам максимально близка к американскому аналогу компании JBoats: ее модель J70 — одна из самых популярных в мире, но при этом стоит ощутимо дороже, от четырех миллионов рублей. «Окупить у нас лодки по такой цене перспектив нет. Если бы в России или в мире существовала лодка с такими параметрами по доступной цене, мы бы не стали создавать свою», — говорит Александр Веденеев. Создатели mX700 сделали свою лодку похожей на J70 по габаритам: семь метров в длину — это оптимальный размер, который позволяет яхте быть универсальной. Это очень важно для парусных клубов, куда приходят люди с разным уровнем подготовки: новичку и спортсмену должно быть одинаково удобно управлять одной и той же лодкой. «J70 сейчас очень активно развивается в мире, очень много гонщиков на этой модели лодок, проводится очень много регат на ней. В России тоже пошло развитие этого класса яхт, есть проект “Национальная парусная лига”, который собирает яхтсменов со всей страны для регат на J70. Внутри страны яхта mX700 также может участвовать в таких регатах. Это самый популярный класс гонок в России, в нем самая высокая конкуренция между участниками. Гонки тем интереснее, чем выше конкуренция и больше яхт. Так что это самое перспективное направление, такие габариты лодки лучше всего подходят под наши акватории, водохранилища», — считает Наталья Иванова, главный тренер сборной России по парусному спорту.
Помимо mX700 на российском рынке появился другой аналог американского бестселлера — «Ракета 670», которую произвела компания из Нижнего Новгорода Raketa Yachts. Лодка имеет схожие габариты, но стоит при этом дешевле mX700 — от миллиона рублей без паруса и примерно 1,15 млн рублей с парусом. Правда, создатели mX700 не конкурируют с новой моделью: «Она озерная, со слабой мореходностью. Кроме того, она сделана вручную, она проще и дешевле, чем наша яхта», — объясняет Алексей Нешитов. «Я думаю, что mX700 будет более востребованной из-за красивого дизайна. На воде лодка ведет себя хорошо, на “Ракете” я не ходил, но это переделка существующей шестиметровой лодки (“Ракета 610”), она имеет конструктивные и технические особенности и даже ошибки», — считает Александр Зыбин, мастер спорта по международному парусному спорту. Все же пока сложно говорить о качестве обеих моделей, которые только поступили в клубы, и как они будут себя вести на воде, станет ясно через пару лет.
Выход сразу двух моделей с похожими параметрами — тенденция последнего года. В большинстве своем яхты, которые производят в России, как будто нарочно обходили стороной необходимые характеристики — есть яхты большего и меньшего размера, например, шестиметровые и восьмиметровые. «Большая лодка слишком сложная, новичку с ней не справиться, лодка меньшего размера не пассажировместимая, — рассказывает Дмитрий Жайворонок. — Поэтому пришла идея сделать яхты в семь метров. Самый первый и очевидный вопрос, который я задаю яхтсменам: почему же до сих пор не производили такие яхты? Их ответ: не был сформирован рынок, десять лет назад такой потребности в семиметровой яхте не было». Тогда парусные клубы были развиты меньше, чем сейчас, а основным потребителем яхт выступали индивидуальные клиенты. Спрос на яхты с такими точными габаритами продиктован активным развитием клубного движения: когда все больше людей становятся его участниками, это приводит к росту числа парусных клубов, что создает определенный интерес и к развитию самих яхт. «Я считаю, это суперудачный проект. Мы хотим эту лодку продвигать, потому что через нее будут развиваться клубные движения, появится клубная жизнь, постоянные клиенты, будут приходить новые люди», — говорит Владимир Силкин.
Пока что произведено восемь показательных лодок для клуба ZigZag, но уже есть портфель потенциальных заказов еще на 50 лодок. Первоначальные инвестиции в проект составили около 15 млн рублей, которые пошли на проектирование первой партии лодок, закупку необходимых для производства яхт комплектующих и непосредственно производство. По словам Александра Филиппова, о прибыли можно будет говорить после производства 50 яхт.
Мнения
Дмитрий Жайворонок, автор идеи создания клуба ZigZag и яхты mX700:
В парусный спорт я пришел в девять лет, сейчас он занимает большую часть моей жизни. Я родился в Севастополе и жил рядом с морем. После школы у нас работал трудовой лагерь, куда школьники ходили заниматься, что-то вроде разных секций, и там был парусный клуб. Я пошел учиться в клуб, он меня очень увлек, и позже я начал выступать на различных соревнованиях. Потом переехал в Питер учиться, мои сокурсники тоже увлеклись парусным спортом, так у нас появилась команда. В яхт-клубе ВМФ нам выдали яхту, и мы стали довольно успешно выступать на соревнованиях. Меня иногда приглашают на разные мероприятия, в том числе на корпоративные парусные регаты. На одной из них я познакомился с Сашей Веденеевым, мы подружились. После очередной тренировки мы с ним сидели в кафе, и я поделился своими идеями, что интересно было бы открыть клуб и под него сделать специально подготовленные лодки. Честно говоря, я не думал, что мои идеи кого-то заинтересуют. Но Сашу тогда уже увлек парусный спорт, и он предложил эти идеи воплотить.
Алексей Нешитов, директор по развитию проекта mX700:
Я давно испытывал любовь к парусному спорту, но все никак не удавалось попробовать себя в качестве яхтсмена. Но я мечтал поучаствовать в какой-нибудь регате, и однажды, в 2014-м, меня пригласили на бизнес-регату в Санкт-Петербурге. На этой регате мы с Дмитрием Жайворонком и познакомились, он был нашим рулевым, и благодаря ему наш экипаж уверенно выиграл гонку. Я был в восторге от такого результата, всерьез увлекся парусным спортом и с тех пор активно занимаюсь яхтингом. Идейно я был в проекте строительства яхты с самого начала. Непосредственно мой вход в проект состоялся в январе 2019 года, когда уже был разработан проект яхты и началось его воплощение. Тогда стало понятно, что удалось сделать что-то большее, чем просто яхту для отдельно взятого клуба. Когда я увидел эскиз, то сказал Дмитрию, что мне очень нравится вся эта история и что я с удовольствием включусь в совместную работу по продвижению проекта.
Александр Веденеев, заказчик первой партии mX700:
У меня самая короткая и простая, а может быть, даже невероятная история. Все самое интересное для меня в парусном спорте началось летом 2017-го. Зимой мой двоюродный брат поехал на учебу на IYT (яхтенный капитан, который может брать лодки напрокат для плавания по миру). А летом, когда мы с ним встретились, он рассказал, что втянулся в парусный спорт и это очень крутое занятие. Он позвал меня на регату для начинающих шкиперов в Грецию в своем экипаже матросом. Парусный спорт, атмосфера, работа в команде — мне все понравилось, я познакомился с инструктором IYT и тоже пошел учиться. Лодка меня настолько впечатлила, что я рассказал об этом опыте коллегам с работы, двое из них загорелись интересом к парусному спорту, и они тоже пошли учиться. Мы начали искать, где в Питере можно кататься на парусных яхтах, нашли один клуб и стали туда ходить на тренировки. Осенью 2018-го я познакомился с Димой Жайворонком, он стал нас тренировать. Параллельно он рассказал об идее создать парусный клуб и построить для него подходящие лодки. Он заразил меня идеей строить лодки, я предложил начать работу над ними и был готов финансировать их строительство. Строить парусные яхты интересно: если бы речь шла о строительстве склада, я бы инвестировать не стал.
Александр Филиппов, производитель mX700, владелец компании «Мобиле групп»:
Я в этом бизнесе, наверное, дольше всех — с 1985 года. Все началось с моего серьезного увлечения парусным спортом, которое переросло в желание не только выходить на лодке, но и начать создавать их. Поэтому пошел учиться в Кораблестроительный институт. По окончании вуза мы с коллегами сначала только проектировали лодки, а строились яхты по нашим проектам на разных сторонних предприятиях под заказ. Начинали проектирование с яхт микрокласса, затем стали проектировать лодки большего размера от семи с половиной до 32 метров. Стало понятно, что на проектах не проживешь, и мы организовали свое производство. Арендовали цеха и уже сами производили яхты микрокласса. Это был СССР, яхты производились для всего Союза, то есть заказов было прилично, но, когда Союз распался, отрасль производства яхт стала деградировать. Мы перешли на производство РИБ (жестко-корпусная надувная лодка) — они по назначению ближе всего к яхтам, и наше производство существует до сих пор только благодаря тому, что мы нашли нишу, близкую к яхтам. Когда мы начинали их производить, спрос был очень хороший из-за отсутствия конкуренции. Сейчас появилось огромное количество компаний, которые производят похожие лодки, и конкуренция колоссальная. В прошлом году мы с Димой Жайворонком созвонились, и он рассказал о своей идее насчет новых лодок, тогда уже был найден инвестор. С этого момента все и понеслось.
Фото предоставлено парусным клубом ZigZag
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl