Салат вместо табака
Компания «РусЭко» построила в здании бывшей табачной фабрики в Москве вертикальную гидропонную ферму, где будет выращивать тысячи тонн свежей столовой зелени.
На юге Москвы, рядом с метро «Домодедовская», в здании бывшей табачной фабрики «Лиггетт-Дукат», закрытой в 2016 году, запущена одна из первых в России и крупнейшая в мире многоярусная сити-ферма. На 6,8 га посевной площади ежедневно можно будет собирать до 25 тонн зеленой листовой продукции (свыше 9000 тонн в год) — мелколистовых салатов, пряных трав и микрозелени, представляющей собой молодые, пяти-семидневные ростки пищевых культур, к примеру редиса, горчицы и амаранта — всего около 20 видов. Через год, после пуска второй очереди производства, полезные площади вырастут почти вдвое, до 12 га, а суточный сбор урожая — до 47 тонн.
Для реализации проекта компании «РусЭко» понадобилось около двух лет и свыше шести миллиардов рублей инвестиций в строительство, исследования, отработку технологических решений. Компания выходит на относительно молодой и в значительной части «серый» рынок зелени, емкость которого никто не берется посчитать. Но если говорить о поставках свежей тепличной зелени в промышленных масштабах, то, по оценкам, около 90% (120–130 млн долларов) приходится на импорт, преимущественно из Ирана, Израиля, Египта и Узбекистана. При этом рынок растет: по мнению первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, с 2016 года ежегодный прирост составляет около 10%, отвечая на общественный запрос ЗОЖ и рекомендации диетологов, советующих употреблять зелень для сбалансированного питания. Так что у «РусЭко» есть все шансы удачно войти в рынок. «Можно выиграть на более низкой себестоимости за счет минимальных транспортных расходов, так как производство находится в сердце крупнейшего регионального потребителя зелени в стране, со средоточием сегмента HoReCa», — считает аналитик товарных рынков компании «Открытие Брокер» Оксана Лукичева. В самой копании, намеренной активно работать по каналам дистрибуции b2b и b2с, заявляют, что планируют занять до 20% отечественного рынка свежей зелени.
Вслед за мировым трендом
Когда в 2018 году «РусЭко», которой владеют Андроник Амбарцумов (18,5%), Артур Шупер-Хубларян (18,5%) и закрытый паевой комбинированный инвестфонд «Лайм» (63%), выкупила у Japan Tobacco здания фабрики «ЛиггеттДукат», в прессе появились самые разные предположения о целях этой сделки, но о выращивании растений речи не было. Между тем, по словам генерального директора «РусЭко» Дмитрия Зимина, у новых хозяев огромного промышленного помещения был четкий план: создать на его основе вертикальную гидропонную ферму в границах мегаполиса, чтобы к столу горожан поступала максимально свежая зелень, которую не надо транспортировать за сотни или даже тысячи километров. Такая продукция, со сроком хранения до 14 суток, намного выигрывает в качестве у импортируемых салатов и трав, в которые для увеличения срока реализации до 45 суток и более добавляют химические вещества.
Гидропоника как метод выращивания овощей известна давно, а вот вертикальная ферма — новый тренд, набирающий популярность, потому что позволяет разместить производство растениеводческой продукции практически в любом месте, включая густонаселенные городские территории. На вертикальной ферме растения располагаются многоярусно, что позволяет собирать с квадратного метра площади в десять раз больше продукции, чем обычно. «Основные преимущества вертикальных ферм — снижение сезонности и возможность размещения практически на любых участках и в закрытых помещениях — за счет освещения светодиодными фонарями, их основные ресурсы — вода и электричество», — говорит директор компании «Лаборатория трендов» Елена Пономарева.
И это становится актуальным в условиях нарастающей урбанизации по всему миру, в том числе в России. Если в 2010 году, по данным Всероссийской переписи населения, на городское население в России приходилось 73,7%, то 1 января 2018 года — уже 74,4% (данные Росстата). К 2050 году, по прогнозу ООН, 83,3% россиян будут горожанами. В Москве, по прогнозу Института Генплана Москвы, к 2035 году численность населения составит 23–24 млн человек. И рост городов отмечается по всей стране, в 2018 году городов-миллионников у нас было уже 15 против 10 в 2010 году, очередные претенденты на этот статус — Краснодар, Саратов, Тюмень и Тольятти. Большие города характеризуются высокой зависимостью жителей от продовольствия, произведенного за их пределами, а ситифермы могут решить эту проблему.
«РусЭко» уже не первый проект сити-фермы в России. К примеру, растениеводческий комплекс «Илиотек» в Петропавловске-Камчатском на площади 1600 кв. м может производить до 72 тонн зеленой продукции в год. По технологии компании iFarm, выпустившей на рынок модуль iFarm Cropper с возможностью выращивания 40 культур, включая ягоды, цветы, овощи и микрозелень, запущено 2000 кв. м вертикальных ферм в России, а также строятся фермы в Финляндии, Латвии и Литве.
Вкус зелени зависит от умелых рук
Главной проблемой, которую решали в «РусЭко» при реализации проекта, было масштабирование вроде бы в целом понятной технологии. «Невозможно взять ни одну технологию и масштабировать ее так, как это сделали мы. Это потребовало уникальных технических решений, которые разрабатывали наши биотехнологи, инженеры, ИT-специалисты. Мы прошли свой путь, такой фермы нет нигде», — утверждает Дмитрий Зимин. По размерам первая московская сити-ферма действительно обошла всех в мире: объем гидросистемы, питающей корни растений, составляет 2 млн литров, солнечную энергию производят 7 млн светодиодных фитоламп, в процессе фотосинтеза зелень вырабатывает до 7,5 тонн кислорода в сутки.
Грамотное использование гидропонной технологии непосредственно влияет на качество продукции. Современный потребитель хорошо знаком с «резиновыми» тепличными помидорами и огурцами, которые продаются в магазинах, поэтому ему не безразлично, насколько съедобна и полезна гидропонная зелень. Профессор РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева Иван Тараканов поясняет, что все зависит от умелого обращения с двумя основными факторами среды обитания растений — светом и питательным раствором. Что касается света, то за счет регулировки его спектрального состава в процессе выращивания можно добиваться уменьшения содержания нитратов, усиления биосинтеза целевых функциональных соединений — витаминов, компонентов эфирных масел у пряно-вкусовых культур. В частности, исследования на эту тему ведутся на кафедре физиологии растений под руководством Тараканова при поддержке Российского научного фонда (грант РНФ № 19-16-00078). Водный раствор с минеральными удобрениями, в который помещены корни растений, в отличие от почвы, позволяет оптимизировать снабжение растений всеми необходимыми элементами питания. Минус у технологии только один, и в этом профессор согласен с советским физиологом растений Дмитрием Вахмистровым: «Она требует грамотных людей, в совершенстве изучивших и потребности растений, и свойства удобрений, и сложную современную технику. Ведь в почве есть все основные условия для роста растений — воздух, вода, питательные вещества. А в гидропонике все эти условия зависят от нас».
В «РусЭко» разделяют это мнение и ссылаются на отечественный опыт, когда с целью ускорения роста растений светодиодные лампы «жарят» их круглосуточно. Здесь же, по уверениям Дмитрия Зимина, для каждой культуры разработали свой рецепт выращивания: сколько растение должно получать света, сколько времени спать, когда и чем питаться. Из 284 сотрудников сити-фермы 22% — это агрономы, инженеры и ИТ-специалисты. По мнению партнера практики стратегии и операционной эффективности Althaus Group Германа Шеховцева, высокий уровень компьютеризации сити-фермы дополнительно снижает риски человеческого фактора.
Микрозелень для микроаудитории
Впрочем, определенные риски у проекта «РусЭко» имеются. По мнению Оксаны Лукичевой, мировой тренд на производство микрозелени молод и для стран Старого Света, а в России только зарождается, начиная набирать обороты в Москве, где много молодежи и желающих пробовать новинки. То есть это нишевый продукт с ограниченным потреблением. Герман Шеховцев относит к минусам вертикальных ферм высокую себестоимость производства, так как применяется светодиодная система подсветки. В пересчете на один гектар вложения «РусЭко» оцениваются в 9 млн евро, тогда как строительство традиционной теплицы четвертого и пятого поколений составляет от 2,5 млн до 3,5 млн евро соответственно. Впрочем, по его же словам, рентабельность таких культур на порядок выше, чем у обычного производства тепличных овощей. «К примеру, средняя рентабельность производства тепличных овощей в России составляет 15–30 процентов, в некоторых случаях более 40 процентов, а рентабельность производства нишевых культур, таких как микрозелень, может достигать 500 процентов за счет большего числа урожаев, что дает более быструю оборачиваемость капитала», — считает аналитик. Кроме того, по данным Ивана Тараканова, использование для освещения растений современных светодиодных светильников позволяет примерно вдвое снизить расход электроэнергии на выращивание килограмма зеленой биомассы по сравнению с преобладающими пока на рынке светотехники натриевыми лампами высокого давления. При этом в самой «РусЭко» ожидают окупаемости вложений лишь через десять лет.
Не всем понятны и амбиции «РусЭко» считать свою продукцию органической: компания уже запатентовала наименование «органическая гидропоника». В Национальном органическом союзе (НОС) сообщили, что с 1 января 2020 года в силу вступает закон об органических продуктах, в котором указано, что органическими могут называться те продукты, которые произведены в соответствии с национальным стандартом, то есть в земле. «В законодательных актах всех уровней указано, что гидропоника не может являться органикой. Есть очень небольшое количество стран, в том числе США, где гидропонику приравняли к органике. Но она продается как органика только в этих странах», — поясняет исполнительный директор НОС Олег Мироненко. Более того, в 2017 году на Всемирном органическом конгрессе в Индии попытка американских участников ввести гидропонику в перечень органической продукции была отклонена почти единогласно. Вместе с тем в НОС отмечают, что параллельно с органикой набирает силу движение за производство продукции с улучшенными экологическими характеристиками, и продукция «РусЭко» может относиться к этому сектору сельского хозяйства — в частности, благодаря заявленному использованию при ее выращивании не минеральных, а органических удобрений. Останутся при своем мнении и те, кто считает, что только земля, как живой организм, способна создать правильную среду для выращивания растений, а гидропоника остается искусственным механизмом, притом что устраняет многие риски, связанные с выращиванием растений в грунте.
Фотографии предоставлены компанией «РусЭко»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl