Промышленность подключат к российским батареям
Лидер российского рынка стартерных батарей тольяттинский АКОМ строит завод по производству промышленных аккумуляторов и готовится занять до 40% этого рынка. Другие игроки отрасли и эксперты считают, что сделать это будет непросто
Тольяттинская компания АКОМ — единственный участник рынка аккумуляторных батарей, получающий господдержку, говорят в отрасли. Во многом за счет этого АКОМ быстро развивается, вышел в лидеры рынка стартерных батарей (для автопрома) с долей рынка 33% и реализовал несколько программ модернизации оборудования, увеличив производство с одного миллиона батарей в год на старте в 2002 году до 2,6 млн штук по итогам 2019-го. Сначала АКОМ просто занимался сборкой батарей, используя технологии испанской компании Tudor («дочка» международного холдинга Exide со штаб-квартирой в США — одного из мировых лидеров в производстве аккумуляторов), которая также выступила соинвестором проекта. Но АКОМ, как признают на рынке, сумел довольно быстро перейти к производству полного цикла, включая металлургический передел — выплавку свинца, в том числе из использованных аккумуляторов (свинец — основной компонент таких АКБ). По заверениям самой компании, сегодня общий уровень локализации выпуска стартерных АКБ в АКОМе приближается к 100%.
В 2015 году компания получила полмиллиарда рублей льготного займа от Фонда развития промышленности (ФРП) на модернизацию производства автомобильных батарей — в частности, на выпуск аккумуляторных батарей «продвинутых» классов EFB, AGM и GEL; ранее в этих сегментах батарей преобладал импорт.
В 2019 году ФРП предоставил АКОМу два новых крупных займа. Первый (300 млн рублей) — на программу повышения производительности труда и расширение присутствия компании на российском и зарубежном рынках. Общий бюджет проекта — 410 млн рублей. Компания планирует повысить производительность труда по итогам 2024 года на 58%, параллельно дооснастить и автоматизировать производство стартерных свинцовых аккумуляторных батарей.
Второй заем — 350 млн рублей (кроме того, АКОМ вложит 170 млн рублей собственных средств) — пойдет на строительство завода для производства свинцовых промышленных аккумуляторов. Под проект создана новая компания «АКОМ-Индастриал». Предполагается, что завод будет запущен уже в этом году.
Батареи будут предназначены для тягового и стационарного применения. Речь идет о тяговых батареях для транспорта, в том числе железнодорожного, и стационарных — накопителях энергии на электростанциях, телекоммуникационных станциях и проч.: везде, где требуется резервный источник питания.
Для компании это новый рынок, к тому же с технологической точки зрения производство стартерных батарей и промышленных имеет существенные отличия. «В целом промышленный рынок кардинально отличается от стартерного», — отмечает Юрий Васильев, гендиректор рязанского аккумуляторного завода «Тангстоун» (выпускает промышленные тяговые батареи).
АКОМ двигается на новый рынок, видимо, для того, чтобы застраховать себя от рисков сокращения российского автомобильного рынка. Пока положение компании на рынке стартерных батарей неплохое. АКОМ полностью покрывает потребности АвтоВАЗа для всех моделей Lada и СП GM и АвтоВАЗа, поставляет АКБ заводам Ford, Peugeot, Citron, Haval. В прошлом году компания прошла аудиты Hyundai, Toyota, Volkswagen, КамАЗа, которые планируют углубить локализацию и перейти на российские АКБ. В этом году АКОМ вышел на белорусский рынок: его АКБ покупает МАЗ, белорусская «дочка» китайского автоконцерна Geely, компания ведет переговоры с Минским тракторным заводом.
Расти есть куда. Так, по данным АКОМа, импортные стартерные батареи продолжает частично использовать «Автотор», а также производители грузовиков Iveco, Isuzu, Volvo и Scania. Суммарная потребность в них по всем еще не охваченным площадкам — порядка 500 тыс. АКБ в год.
Растет компания и на розничном рынке, где ее доля, по собственным оценкам, составляет 17,4% (в 2017 году — 13,8%). Продажи автомобильных аккумуляторов частным клиентам у российских брендов увеличиваются за счет сокращения доли импортных батарей на нашем рынке, полагают в АКОМе. Три года назад их доля составляла более 40%, а сегодня снизилась до трети. Как рассказал менеджер по оптовым продажам компании «Энергомет» (продает автомобильные АКБ) Валерий Веанес, в продажах «Энергомета» на российские бренды приходится до 70%. Импортные батареи стоят значительно дороже: например, 4500 рублей за АКБ рязанского аккумуляторного завода под маркой «Гладиатор» против 7000 рублей за немецкие аккумуляторы.
Лучшее — из Арабских Эмиратов
Как говорят в АКОМе, Россия значительно отстает от мирового рынка в области технологий производства химических источников тока, поэтому без технологического партнера в реализации нового проекта не обойтись. Им стала компания Eternity Technologies из ОАЭ. Как сообщил директор по исследованиям и развитию АКОМа Владимир Остудин, с ней подписано соглашение о технической помощи (Technical assistance), согласно которому Eternity Technologies обязуется «небезвозмездно передать АКОМу технологию и обеспечить постановку производства промышленных батарей с использованием панцирной технологии электродов». Компания не распространяется об условиях соглашения. Сейчас промышленные аккумуляторы производства Eternity на российском рынке, по информации Владимира Остудина, почти не представлены.
Выбирали партнера из двух-трех зарубежных производителей батарей, но остановились на Eternity, потому что, по словам Остудина, она использует много ноу-хау.
На первом этапе «АКОМ-Индастриал» будет собирать батареи из поставляемых из Арабских Эмиратов компонентов, а затем проектом предусмотрена локализация производства до 80–90%.
В АКОМе оценивают нынешнюю потребность рынка промышленных аккумуляторов (тяговых PzS и PzV и стационарных OPzS и OPzV) на уровне около 500 тыс. двухвольтовых ячеек в год и планируют выпускать в 2024 году 270 тыс. ячеек (обычная автомобильная АКБ состоит из шести ячеек). АКОМ рассчитывает на долю 40% на российском рынке (часть новой продукции предполагается поставлять на экспорт).
Об Eternity Technologies на рынке говорят, что это крепкая компания, но технологическим лидером ее не назовешь. «У нее весьма ограниченное портфолио, — комментирует Юрий Васильев. — Под собственным брендом их продажи в мире незначительны, в основном они поставляют элементы для сборки OEM-продуктов, то есть другие компании выпускают продукцию из них под своей торговой маркой. У Eternity Technologies один завод, поэтому их доля на мировом рынке не может быть значительной. Однако с задачей наладить производство тяговых элементов они справятся. Нужно только понимать, что в этом нет ноу-хау — технология зрелая. Аналогичная продукция уже выпускается в России». Среди технологических лидеров Юрий Васильев называет компании Exide Technologies (по его словам, она является технологическим партнером рязанского аккумуляторного завода «Тангстоун»), Enersys, TAB, Sunlight, Hoppecke. С таким списком лидеров согласен и Олег Толмачев, заместитель главного инженера Ярославского аккумуляторного завода, специализирующегося на промышленных тяговых и стационарных свинцовых АКБ. Дмитрий Тищенко, эксперт аккумуляторного рынка, сотрудничающий с Национальной ассоциацией производителей источников тока («Русбат»), считает, что у АКОМа не было особого выбора: крупнейшие мировые игроки не стали бы обещать продать или передать технологии для стопроцентной локализации в последующем, им важнее присутствовать на российском рынке самим. Например, батареи американской Enersys, которая почти тридцать лет работает на российском рынке, занимают здесь долю до 30%. Eternity Technologies выпускает батареи среднего качества, не претендуя на премиум.
По словам Владимира Остудина, Eternity выпускает одни из самых легких в своем классе батарей с количеством циклов заряда-разряда до полутора тысяч, в то время как на рынке преобладают АКБ с циклированием 1000–1200 циклов. По мнению Олега Толмачева и Юрия Васильева, 1500 циклов — средний для рынка показатель, в то же время промышленные свинцовые батареи с панцирным электродом, которые выпускает в том числе Тюменский аккумуляторный завод, обеспечивают 1800–2000 циклов заряда-разряда.
Найти свою ячейку
Что касается оценок рынка промышленных аккумуляторов, включая и накопители, и тяговые, то из-за его неоднородности точных цифр очень немного. «Лес дремучий и высокая конкуренция», — говорят на рынке.
По данным Олега Толмачева, российский рынок тяговых батарей составляет 180–220 тыс. штук. Тюменский аккумуляторный завод производит порядка 50 тыс. единиц в год, занимая примерно четверть рынка. Объем выпуска стационарных батарей на тюменском заводе немногим меньше. Однако это все-таки очень разные рынки. Если по тяговым элементам питания широко представлена российская продукция, то в стационарных промышленных батареях больше половины рынка занимает импорт. В сегменте источников бесперебойного питания, например, используется много китайских батарей, отмечает Дмитрий Тищенко. По мнению Олега Толмачева, стационарные батареи российского производства для ответственных применений, в частности в качестве источника резервного питания на газоперекачивающих станциях, заказчики пока опасаются покупать, предпочитая перестраховаться и сделать выбор в пользу международных брендов.
Очень сложно войти с российскими стационарными батареями и на рынок сотовой связи, продолжает Олег Толмачев: «Мы пытались договориться о поставках с “Ростелекомом”, но нам объяснили: стойки Sony Ericsson поставляются сразу с аккумуляторами, и стоят такие комплекты порядка нескольких миллионов долларов. А если что-то выйдет из строя, то Sony несет ответственность. Иметь дело с российскими поставщиками для “Ростелекома” рискованно. Это риск и для завода-поставщика: все-таки речь идет не о поломке погрузчика в “Ашане”».
В направлении стационарных промышленных батарей результативно работает Новгородская аккумуляторная компания, начинавшая в 2000 году со сборочного производства по технологиям международной компании Oldham, а в 2008–2013 годах разработавшая новые типы промышленных АКБ для энергетики (электростанций) и железной дороги. Компания «Новак» в России производит аккумуляторные батареи по технологиям Enersys, ее продукция сертифицирована в системах «Газпрома» и РЖД.
Вообще, аккумуляторная отрасль в России невелика, как и сам рынок тяговых и стационарных батарей. Ключевых игроков наберется не больше десятка. Это Тюменский аккумуляторный завод, Новгородская аккумуляторная компания, Курский аккумуляторный завод (тяговые батареи), рязанский «Тангстоун», Великолукский завод щелочных аккумуляторов (тяговые батареи), «Балтэлектро» (правопреемник Ленинградского аккумуляторного завода). «Конкуренция огромна. Маржинальность, к сожалению, во многих сегментах минимальная», — утверждает Юрий Васильев. Выйти на такой рынок сложно, не говоря уже о том, чтобы в перспективе занять на нем долю 40%. «На развитых рынках не бывает таких долей при наличии большого количества конкурентов, выпускающих аналогичную продукцию, — считает Юрий Васильев. — На рынке есть продукция ведущих зарубежных поставщиков, есть продукция российских производителей. Все они работают в различных ценовых сегментах, от премиального до самого низкого».
На что рассчитывает АКОМ? По словам Владимира Остудина, у компании уже есть несколько партнеров, которые готовы продавать российский продукт. По официальной информации от АКОМ и ФРП, потенциальные покупатели — РЖД, «Локотех», Трансмашхолдинг, «Россети», «Ростелеком», «Росэнергоатом» и др. (телекоммуникационным компаниям планируется поставлять стационарные батареи в качестве бесперебойных источников питания). Но заключенных контрактов пока нет.
РЖД, как сообщают в АКОМе, использует в подвижном составе до 80% импортных батарей. «Начало поставок АКБ производства “АКОМ-Индастриал” запланировано уже в этом году, а при выходе завода на производственную мощность потребность РЖД в промышленных аккумуляторах будет покрываться полностью в соответствии с программой импортозамещения», — говорят в АКОМе.
Между тем с РЖД работает и Тюменский аккумуляторный завод: часть поставок делается через посредников, часть — напрямую структурам РЖД. Но вообще, договориться о поставках с компаниями с участием государства очень сложно — это похоже на преодоление бетонной стены, сетует Олег Толмачев: «Мне интересно: а почему государство не покупает у тех заводов, которые уже выпускают аккумуляторы? “Газпром”, Федеральная сетевая компания — туда почти невозможно зайти».
«АКОМ-Индастриал» делает ставку на более низкую цену своих промышленных батарей (на 15–20% ниже, чем в среднем по российскому рынку). Владимир Остудин приводит три способствующих этому фактора: отсутствие пошлины в пять процентов при завозе импортной продукции; за рубежом стоимость электроэнергии и рабочей силы выше, чем в России. И наконец, локальный рынок свинца в России тоже отличается от зарубежного. Себестоимость батареи — это на 70% свинец, остальное — электроэнергия, прочие комплектующие и оплата труда. «В различные периоды бывает по-разному, но так как у нас есть собственный рециклинг отработанных свинцовых батарей, сырье нам обходится несколько дешевле, чем на рынке», — утверждает г-н Остудин. Впрочем, все российские аккумуляторные заводы развивают собственные мощности по переработке свинца, отмечает Олег Толмачев, а цена на него на рынке — это цена LME плюс транспортные расходы, так что сегодня все аккумуляторщики имеют плюс-минус одинаковую стоимость сырья на входе. Важная проблема, осложняющая создание нового крупного производства промышленных аккумуляторов, состоит в том, что рынок таких АКБ сегментирован, для тех же погрузчиков существуют сотни типоразмеров батарей. Поэтому работают российские предприятия в основном под заказ, выпуская небольшие партии. Промышленные батареи не стартерные, их делают на относительно индивидуальном оборудовании, предназначенном для быстрой переналадки, практически универсальном. То есть такие производственные линии невозможно полностью автоматизировать, хотя определенной степени автоматизации зарубежные производители промышленных АКБ достигают, при этом объемы их выпуска уже сейчас составляют два-три миллиона элементов для тяговых батарей в год, и конкурировать с ними трудно.
Производство АКБ, ко всему прочему, весьма дорогостоящее. По оценкам Олега Толмачева, только одна сборочная линия, которая делает сварку блоков батарей, стоит около 2,5 млн евро, комплекс по производству литейных электродов — 1,5 млн евро. А в производство полного цикла придется вложить порядка 20 млн евро. Поэтому российские заводы редко имеют производство полного цикла, хотя некоторые предприятия и делают «начинку» АКБ сами: так, Тюменский аккумуляторный завод и «Тангстоун» закупили оборудование для производства электродов, которые раньше приобретали в Европе.
Все эти факторы обусловливают невозможность существенно снизить себестоимость батарей и цену продажи. «Сделать цену на 15–20 процентов ниже рынка возможно, но это принесет операционный убыток компании и в то же время не даст моментально необходимых оборотов», — предупреждает Юрий Васильев. «Уже сейчас на рынке болгарские, словенские промышленные батареи дешевле российских», — добавляет Олег Толмачев.
Туманнее всего выглядят перспективы АКОМа занять значимое место на рынке стационарных батарей. Дело в том, что, как подчеркивают в «Русбате», будущее в промышленных стационарах (накопителях энергии) скорее за литий-ионными аккумуляторами, а не за свинцово-кислотными. А для АКОМа разработка такой продукции пока только перспективное направление. Между тем в Европе уже сегодня создаются мощности по литий-ионным аккумуляторам на уровне почти 400 гигаватт-часов в год.
«Мы искренне переживаем за нашу отрасль, — говорит Дмитрий Тищенко. — Иногда нужно сказать суровую правду: порой, чтобы добиться развития экономики, лучше взять имеющиеся компетенции производителей и создавать что-то на этом базисе, а не возводить новые проекты в чистом поле. Если смотреть со стороны, то у АКОМа есть многое для того, чтобы стать лидером рынка промышленных батарей: металлургическое производство, научные самарские институты рядом, но фактически мы из хорошей инициативы можем получить не востребованный на рынке продукт, который создается, чтобы поделить сферы влияния. Усилится конкуренция, а потребители не получат более дешевый и качественный продукт. Сложится ситуация, как на автомобильном рынке: крупные игроки уходят, когда государство перестает их поддерживать». Да и поставить производство, а затем локализовать его будет сложнее на порядок, чем в начале 2000-х, считает эксперт: к сожалению, в аккумуляторной отрасли кризис кадров.
Владимир Остудин уверен, что спрос на продукцию АКОМа будет и компания уложится в пятилетний расчетный срок окупаемости инвестиций в завод промышленных батарей: «Мы понимаем, кто наши конечные потребители, понимаем процедуры, через которые придется пройти: одобрения и сертификации продукции, тендеры и конкурсы».
Фотографии предоставлены компанией АКОМ
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl