Повелитель мух, или Чем архангельский мужик впечатлил компанию Билла Гейтса
Первый российский производитель кормового протеина из личинок мух «НордТехСад» создал уникальную технологию, которую готовы перенять ведущие мировые компании. В планах российского новатора не только выпускать кормовую добавку для скота, но и делать из насекомых пищевые добавки и лекарства для людей
Дормовые добавки для скота, пищевые добавки и медпрепараты для людей из насекомых — относительно новый, но весьма быстрорастущий мировой тренд в сегменте аграрных биотехнологий. При этом наибольшими темпами развивается производство протеинов, масел и микроэлементов, получаемых из личинок мух. Эта технология считается наиболее перспективной, поскольку создает дешевую альтернативу кормовым добавкам животного происхождения, что особенно важно в условиях растущего населения при увеличивающемся дефиците продовольствия. В России в последние годы тоже появились три предприятия, которые производят протеины и другие ценные продукты из личинок мух. Но их объемы пока ничтожно малы, поскольку наши агрохолдинги либо не знают о новом прорывном способе ускорения роста и укрепления здоровья животных, либо смотрят на корм из личинок с недоверием. Однако российский пионер этого бизнеса архангельская компания «НордТехСад» сумела своими ноу-хау заинтересовать мирового лидера производства протеина из насекомых — компанию AgriProtein, основным акционером которой еще в прошлом году был Билл Гейтс (затем он продал свою долю одной из датских компаний). В обмен на высокопроизводительную технологию российского стартапа AgriProtein готов поставить ему оборудование. Автоматизация пока отчасти ручного труда позволит «НордТехСаду» увеличить производство сразу в три раза.
Другая заинтересованная сторона — компания, которая строит в Литве завод и готова в обмен на технологию «НордТехСада» выделить ему долю в своем бизнесе по производству кормодобавок из личинок мух. На эти средства архангельский стартап сможет построить большой завод, мощности которого хватит как для обеспечения ценными кормовыми добавками российских агрохолдингов, так и для выхода на мировой рынок с его ежегодно растущими оборотами. Помимо этого «НордТехСад» вскоре получит сертификат на производство функционального питания для людей и будет выпускать хлеб, в составе которого есть протеин из личинок мух. В планах и производство лекарств.
Животные конкурируют с людьми за еду
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (Food and Agriculture Organization, FAO) констатировала, что в 2017 году число страдающих от недоедания людей в мире вновь выросло — до 821 млн человек. Это значит, что работающие на интенсификацию сельского хозяйства автоматизация, цифровизация, а также селекция, генетикаи другие науки не поспевают за потребностями растущего населения. Между тем к 2050 году численность населения Земли достигнет девяти миллиардов человек, и, чтобы его прокормить, следует на две трети увеличить производство продовольствия. При нынешних темпах роста мировой аграрной индустрии FAO прогнозирует ежегодный дефицит еды до 30 млн тонн. Мы наращиваем поголовье скота, его продуктивность, а также посевные площади и качество съедобных растений, но ни сейчас, ни в перспективе проблему голода это не решит. Дело в том, что на традиционное животноводство приходится две трети всех сельскохозяйственных земель, в том числе треть из них — под сельскохозяйственные культуры для кормов скоту. По сути, животные конкурируют с людьми за еду, а также за энергоресурсы, которые мы тратим на ее производство, подкашивая экологию.
На этом фоне в развитых аграрных странах последние пять—десять лет интенсивно развивается производство протеина (белка) из некоторых видов насекомых в качестве кормовых добавок и пищевых добавок для людей. В частности, производство протеинов из мучных червей, личинок некоторых видов мух, кузнечиков, сверчков и тараканов выгоднее, чем из злаковых и масличных, при этом по содержанию аминокислот и степени усвоения они превосходят последние, что позволяет рыбам и животным быстрее расти и, главное, намного меньше болеть.
Поскольку рынок новый, точных подсчетов пока мало. Но согласно анализу глобальной консалтинговой компании CB Insights и Crunchbase, с 2009 по 2018 год в мире появились более полусотни компаний-стартапов, которые получили от венчуров финансирование проектов, связанных с белком насекомых для пищевых и кормовых целей. Из них 42 европейские компании, которые получили больше всех инвестиций — 277 млн долларов. Традиционно выводившие промышленным способом тараканов для медицинских целей крупные китайские компании также начали переключаться в последние десять лет на кормовые добавки. По данным маркетинговой компании Qyresearch, в прошлом году общий объем рынка протеинов из насекомых составил всего 1,13 млрд долларов, за последние пять лет в объемах он вырос как никакой другой значимый сегмент в сельском хозяйстве — почти в шесть раз, до 580,2 тысячи тонн сухого протеина (без жира). По объемам потребления кормового и пищевого сухого протеина из насекомых в прошлом году лидировали США и Канада, Европа, и лишь потом уже шли страны АТР, Южной Америки, Ближнего Востока и Африки. В Европе и США только в прошлом году кормовые добавки из насекомых разрешили в промышленных масштабах для использования в аквакультуре и в птицеводстве, в свиноводстве их разрешат в следующем году, далее на очереди производители КРС (в большинстве других стран позволено использовать везде). Следовательно, можно ожидать кратно большего потребления протеина из насекомых в этих странах, которые и без того являются лидерами по закупкам (в основном для охот-хозяйств и домашних животных). В тройке ведущих производителей по объему производства — AgriProtein (ЮАР), Enterra Protix (Канада) и Biosystems (Нидерланды). Они предпочитают работать с мушкой разновидности черная львинка (Hermetia illctns), преимущества которой в том, что ее личинки содержат больше аминокислот, чем любые другие насекомые, при этом они усваиваются почти на 100%, а сама мушка неприхотлива в питании и с радостью размножается как на чистом растительном сырье, так и на любых отбросах, включая биологические, что позволяет агрохолдингам дополнительно зарабатывать на утилизации органических отходов. При этом черная львинка не является переносчиком инфекций в силу своих высоких антибиотических свойств (зараза на ней же и дохнет). Среди прочих в лидера нового бизнеса AgriProtein вложился и бывший ее основной акционер и патриарх ИТ-индустрии Билл Гейтс.
Как простой архангельский мужик…
Совладелец AgriProtein Дэвид Дрю недавно встретился с ученым и основателем архангельской компании «НордТехСад» Геннадием Ивановым и уехал, воодушевленный технологией, которую создал г-н Иванов несколько лет назад. Сейчас стороны готовят контракт на трансферт запатентованной российской технологии, которая позволяет за одно и то же время при одном и том же количестве мух получить почти вдвое больше личинок в одной кладке, чем того смог добиться даже лидер рынка. AgriProtein взамен поставит «НордТехСаду» оборудование почти на полмиллиона долларов для автоматизации производства, большая часть которого пока основана на ручном труде. Это позволит компании увеличить объем производства с нынешних полутора тонн сухой протеиновой массы в месяц до пяти—семи тонн.
Основатель компании «НордТехСад» Геннадий Иванов первым открыл для России чудесные свойства черной львинки, работать с которой он начал три с половиной года назад. «Эта мушка появилась четыре миллиарда лет назад, когда еще и земноводных-то не было, — рассказывает Геннадий Иванов. — И при этом она единственная среди насекомых сохранила особый синтез белка и жира, что и наделяет ее всеми уникальными свойствами, позволяющими наилучшим образом повышать иммунитет животных и людей. К тому же если на усвоение растительного белка организму требуется потратить энергию, то на ее протеин она почти не требуется. Стоит кормодобавка у «НордТехСада» несколько дороже европейских аналогов — примерно 2100 рублей за килограмм сухой протеиновой массы. Причин тому две: ручной труд на производстве, а главное, Геннадий Иванов выращивает муху на свежем зерне. Это позволяет получить больше ценных аминокислот в составе личинок — в отличие от тех, что выращены на отходах.
По мнению Геннадия Иванова, затраты аграриев окупаются. «Скажем, если к килограмму наилучшего корма для свиней добавить всего три грамма сухого протеина из личинки нашей мухи, то в целом корм подорожает на шесть рублей. Но за счет лучшего усвоения вы получите меньший расход корма, а также больший привес, так что общая экономия по затратам на килограмм корма —12 рублей», — объясняет Геннадий Иванов. Это не считая экономии на лекарствах, которые, как правило, становятся не нужны, поскольку протеин черной львинки повышает иммунитет животных.
О питательных свойствах черной львинки Геннадий Иванов узнал как из открытых научных данных, так и в ходе научных исследований и опытных изысканий, проводимых совместно с ВНИИ животноводства. Исследования проводили на поросятах и выяснили, что те, которым в корм добавляли рыбную муку, прибавляли в весе значительно меньше, чем те, кого «баловали» личинками мух. В целом вышло, что с протеинами мух расход комбикорма на килограмм живого веса скота сокращается на 10%, а привесы увеличиваются на 8%. «В стране сейчас ежегодно только в сельхозорганизациях скармливают скоту и птице в среднем 30 миллионов тонн комбикормов и 40 миллионов тонн концентратов в год, — говорит профессор РАН, руководитель отдела кормления сельскохозяйственных животных ВНИИ животноводства имени Л. К. Эрнста Роман Некрасов. — Но и при этом в своих исследованиях мы выяснили, что для нормальных привесов животным не хватает почти половины белка, на нем часто экономят даже в ущерб привесам. Использование протеина черной львинки могло бы исправить ситуацию при снижении затрат аграриев».
Черная львинка всему голова
Сейчас «НордТехСад» располагается на территории АО «Важское», входящего в состав архангельского агрохолдинга «Белозорие», и, как уже упоминалось, производит всего полторы тонны сухой протеиновой кормодобавки в месяц, оборот компании составляет несколько десятков миллионов рублей в год. При этом «Белозорие» несет производственные затраты на кормление мух и обеспечение технологического цикла, а Геннадий Иванов в основном занимается научными исследованиями и продвижением, чем и увеличивает общий оборот производства. «Белозорие» забирает половину продукции на корм своим племенным бычкам (всего в хозяйстве 4500 голов КРС, из них 1870 голов дойного стада с продуктивность на 20% выше средних надоев по региону). Иванов свою половину сбывает в основном охотничьим хозяйствам: «Они кормят нашим протеином собак, те становятся боле резвыми на охоте и здоровыми. Берут также для кормления кабанчиков на отстрел, — говорит Геннадий Иванов. — У них за все время при этом не случилось ни одной вспышки чумы свиней среди диких прикормленных кабанов. Охотхозяйства покупают протеин мухи для оленей и других зверей. Покупают и зоопарки, им это надо для экономии на общей стоимости корма и на лечении». Получаемое попутно масло сбывают косметологическим компаниям, а биогумус (экскременты мух) используют в промышленном садоводстве, удобряя им черную смородину и малину, которая опять же растет быстрее и более стрессоустойчива. То, что животные болеют меньше, подтверждает и его деловой партнер. «Нам как племеноводческому хозяйству это особенно важно, — говорит генеральный директор АО “Важское” Николай Белозеров, — потому что мы в случае заболевания и лечения антибиотиками обязаны выбраковывать бычков в неплеменной скот, который стоит в два с половиной раза дешевле. После использования протеина черной львинки у нас заболеваний и выбраковки стало намного меньше, в основном это те телята, которые уже родились слабенькими. И потом, ежемесячные привесы бычков у нас увеличились на треть. Экономия только на привесах получается 978 тысяч рублей в месяц, более десяти миллионов в год». При этом хозяйство ведет селекционную работу, а сам Николай Белозеров постоянно ищет инновации в сельском хозяйстве, что и свело его с Геннадием Ивановым.
Вообще, производственная схема получения протеина из насекомых у всех почти одинакова и предельно проста: это сетчатые инсектарии, где живут мушки; помещения, где выращивают личинок; сушильный и прессовочный цеха, где разделяют сухую протеиновую массу и жир. «Но если все в инсектариях используют дощечки или лотки с пропиткой или биомассой, куда мухи откладывают личинки, то я придумал вместо них использовать панели по типу пчелиных сот, которые мы печатаем на 3D-принтере. Что люди, что насекомые — психология у всех одинакова: женщинам удобнее рожать в комфортном изолированном пространстве, — улыбается Геннадий Иванов. — Поэтому наши мушки и спариваются чаще, и продуктивность кладки у них выше». Производственная площадь — всего несколько сотен квадратных метров, но, по словам Геннадия Иванова, в случае появления крупного заказчика объем производства можно увеличить в тысячу (!) раз всего за три месяца. Однако первые крупные заказы от российских агрохолдингов могут появиться только после получения сертификата от Россельхознадзора. Первые два этапа опытных исследования для сертификации «НордТехСад» уже прошел, что обошлось ему в два миллиона рублей, еще один предстоит потратить на заключительный этап. По плану, к тому времени уже должно подоспеть оборудование от AgriProtein, что и позволит выдать первым крупным клиентам необходимые им объемы кормовой добавки.
А пока нет крупного клиента, г-н Иванов продолжает заниматься научными изысканиями. В этом году он основал исследовательскую компанию ООО «Биолаборатория», которая сразу же стала резидентом Сколкова. Здесь он исследует молекулярные соединения жира черной львинки, чтобы вывести молекулу и зарегистрировать ее в Минздраве как лекарственный препарат. Первые наработки уже сделаны с медицинским кластером «Северный» в Долгопрудном, но, чтобы подать заявку в Минздрав на проведение доклинических исследований, «Биолаборатории» необходимо найти еще более опытного и денежного партнера в фармотрасли. «Я вообще начал заниматься черной львинкой только потому, что сам не мог стоять на ногах, врачи вынесли приговор: надо менять суставы на искусственные, — вспоминает инноватор. — А теперь, как видите, вприпрыжку хожу. Лечебные свойства этой мушки еще далеко не изучены, и спектр заболеваний, которые с ее помощью можно лечить, может оказаться очень широким». Пока же ближе к выходу на рынок, в том числе зарубежный, другой продукт — функциональное питание для страдающих диабетом и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Речь идет о хлебе, содержащем протеин из личинок черной львинки. Сейчас «Биолаборатория» дорабатывает с одним из научных институтов рецептуру, после чего приступит к процедуре сертификации во ВНИИ питания.
Окрыленные мухами
Другим резидентом Сколкова в прошлом году стал еще один производитель протеина из мух — ООО «Новые биотехнологии», созданное три года назад братьями Игорем, Алексеем и Александром Истомиными и их партнерами. Они также начинали (и по сей день этим занимаются) с продажи кормового белка из личинок мух (сейчас мощность производства составляет до 500 кг кормового белка в месяц) в основном для рыбозаводчиков и небольших животноводческих ферм. «Новые биотехнологии» работают с зеленой мясной мухой Lucilia Caesar (обыкновенная зеленая падальница). Бизнес-модель компании заключается в том, чтобы оказывать услуги животноводческим хозяйствам по оборудованию их модулями для самостоятельной переработки мясных отходов (падеж, боенские отходы и прочее). Суть проста: компания строит модуль на ферме заказчика, завозит мух, обучает персонал хозяйства технологическому процессу и далее ведет консультативное сопровождение. Животноводам, птицеводам и рыбоводам это сулит безотходное производство, поскольку биоотходы перерабатываются на месте и далее используются в качестве удобрения для выращивания основной составляющей корма. По расчетам «Новых биотехнологий», если хозяйство генерирует 100 тонн отходов в месяц, оно будет получать экономию в 900 тыс. рублей в месяц.
Третий игрок на новом для России рынке — инновационная компания «Энтопротэк», которая также появилась в 2015 году и вела свои лабораторные исследования, — выбрала смешанную бизнес-модель. Они решили строить собственные производственные площадки вблизи агрохолдингов или овощебаз и распределительных центров, чтобы получать дешевое, а то и вовсе бесплатное сырье для переработки — те же пищевые отходы. Они также поклонники черной львинки, в дальнейшем после переработки продают протеин, масло и биогумус из личинок. «Пока мы продаем или выдаем небольшим хозяйствам только опытные партии для оценки экономического эффекта, поскольку еще нет заключения Главгосэкспертизы, — говорит технический директор “Энтопротэка” Игорь Абалкин. — Но я знаю, что средние и даже крупные птицеводческие компании ждут, когда новое предприятие получит все разрешительные документы, чтобы закупать у нас более значимые объемы». На объемы 16 тонн кормодобавки в месяц «Энтопротэку» позволит выйти экспериментальная площадка в Пензенской области, на которой ведутся пуско-наладочные работы.
Геннадий Иванов отказался от технологии, основанной на каких-либо биоотходах, поскольку планирует со своим продуктом выходить на европейский рынок. Сейчас он готовится получить сертификационные документы от своих деловых партнеров — литовской компании. С литовцами уже заключен договор о том, что «НордТехСад» передает им свои ноу-хау (те же соты) взамен на 10% будущей выручки строящегося в Литве завода. На эти средства «НордТехСад» сможет уже через несколько лет построить завод с объемами выпуска сухого протеина три тонны в сутки. «Но главное условие — передача нам проектно-сертификационной документации для создания завода уже в России, — поясняет Геннадий Иванов. — Дело в том, что для выхода на европейский рынок недостаточно иметь сертификат Россельхознадзора, который мы вскоре получим на свой продукт. В Европе сертифицируют само производство, а это значит, что все условия производства по безопасности, экологичности и прочее регламентированы до последнего винтика. В России нет таких проектировщиков, которые настолько хорошо разбирались бы в европейском законодательстве». И тогда для российского стартапа откроется мировой рынок, на котором, кстати, освободилась ниша после не выдержавшего конкуренции Китая. «Когда в Европе разрешили использовать протеин насекомых для аквакультуры, туда сразу хлынул протеин из Китая, и цена его составляла один евро за килограмм, — рассказывает Геннадий Иванов. — Но когда европейцы прознали, что те кормят мух экскрементами животных, а то и людей, то отказались напрочь от их протеина — и цена на него в Европе выросла в семь-восемь раз». А если учесть, что даже лидер рынка AgriProtein работает на отходах пищевого производства и поэтому ему тоже трудно развернуться на европейском рынке, помешанном на органике, выращенные на зерне личинки черной львинки «НордТехСада» теоретически имеют большие перспективы за рубежом. Причем без внешних венчурных инвесторов, за счет которых развивается большинство компаний в этом новом бизнесе, а только за счет собственных знаний и смекалки.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl