Мусорная реформа сломала эффективную систему «Вторкома» по обращению с мусором

ЭкспертHi-Tech

Не поделили мусор

Крупный переработчик вторсырья в синтетические материалы организовал в своем регионе раздельный сбор бытовых отходов, чтобы обеспечить себя сырьем. Однако начатая в стране реформа обращения с ТКО сломала устоявшуюся схему

Вера Колерова

В основе геотекстильного волокна лежит переработанный пластик. Этот искусственный материал имеет множество применений

Челябинский «Вторком» начинал в 1990-е годы со сбора и переработки поношенной одежды в холстопрошивной ватин. Тогда этот товар хорошо вписывался в суровую российскую действительность и был очень востребован. Теперь «Вторком» входит в десятку крупнейших в России производителей геосинтетических материалов, в том числе геотекстиля, и нетканых полотен для легкой промышленности. Все эти материалы делаются на основе вторичного сырья — пластика. В отличие от большинства российских производителей геосинтетики «Вторком» глубоко ушел в мусорную тему: компания не только закупала вторсырье на рынке, но и сама занялась вывозом и сортировкой бытовых отходов, выделяя из них необходимые материалы. Она также взяла в управление мусорный полигон в Челябинской области. «Все это логично: мы и начинали ведь как вторсырьевцы», — говорит основатель «Вторкома» Рафаил Рузбин. Работа с отходами крайне специфична, и людям со стороны сложно войти в эту сферу, считает он.

Полигоном в прямом и переносном смысле для «Вторкома» стал Копейский городской округ Челябинской области, где компания начала в 2012 году эксперимент с вводом системы раздельного сбора бытовых отходов — в этом вопросе удалось найти взаимопонимание с местными властями. В округе, по словам Рузбина, были установлены контейнеры для раздельного сбора мусора, население в процесс активно включилось, и в результате на сортировочную станцию под управлением аффилированной с «Вторкомом» компании «Комтранссервис» (КТС) стали поступать отходы в достаточно высокой степени готовности к сортировке и переработке.

Все вроде бы получилось, но вошедшая в 2019 году в активную фазу мусорная реформа сломала эффективную систему обращения с мусором.

От ветоши к геотекстилю

Рафаил Рузбин окончил железнодорожный техникум. Много лет работал по специальности, потом устроился начальником участка на фабрику в Челябинской области, которая выпускала технические обтирочные салфетки и ветошь. Дорос там до главного инженера, а в начале 1990-х организовал кооператив, арендовал часть помещений ветошной фабрики, а затем выкупил ее акции.

Главное, считает Рузбин, ему удалось получить почти по цене металлолома фабричное оборудование 1960-х годов выпуска. Добротные советские машины работали. Но ветошь переставала пользоваться спросом: становилось меньше покупателей — машиностроительных предприятий. А производить обтирочные салфетки стало сложно из-за трудностей с сырьем, то есть отходами переработки хлопка, так называемыми угарами. В советское время они приходили в Россию в основном из Узбекистана, а с открытием рынков их принялись скупать на корню другие страны — Иран, Турция. В России своих отходов переработки хлопка не хватало, тем более что тогда массово останавливались бывшие советские прядильноткацкие фабрики.

«Я понимал, что нужно переделывать, перенастраивать оборудование и выпускать продукцию на основе уже не хлопка, а вторичных текстильных материалов. В первую очередь — делать холстопрошивной ватин. Вокруг нас в Челябинске и области никто не выпускал такую продукцию. Холстопрошивной ватин тоже нетканый материал, в чем-то родственный ветоши и техническим салфеткам. Так что это не было так, что сегодня я занимаюсь неткаными материалами из вторичных материальных ресурсов, а вчера делал картофельные чипсы».

Рынок был тогда довольно нищий: не только ватин никто не делал, мало кто в Челябинской области вообще занимался производством, вспоминает Рузбин: «По нашей промзоне в несколько гектаров за день проходили единицы людей. Лишь несколько предприятий катали металл, делали двери. Помню, к нам постоянно заявлялись с проверками из санэпидемстанции. Сами же проверяющие и признавались: потому частили, что больше проверять было особо и некого».

Холстопрошивной ватин тогда был нужен: россияне массово облачались в куртки с ватиновым утеплителем.

«Сырье-то вот оно. Собираешь старые текстильные материалы, обрабатываешь их, делаешь волокно, и из этого волокна — ватин», — говорит Рафаил Рузбин.

Ни кредитов, ни своих больших денег, чтобы вложить в бизнес, не было, утверждает Рузбин: «Я всегда знал, что если брать деньги, то только в банке. А проценты тогда были такие, что соваться не стоило». Постепенно вставали на ноги, докупали нужное оборудование на соседних заводах. В 1994 году начали делать синтепон. Сырье — синтетические волокна из полиэтилентерефталата, или, иначе говоря, полиэфирное волокно, покупали в Белоруссии.

Объемы выпуска у «Вторкома» мало-помалу росли, даже на фоне того, что крупная швейная и мебельная промышленность в те годы мелела: «Разностороннее было у нас развитие, поэтому и выживали, — рассказывает Рузбин. — Время было такое — не для быстрого развития бизнеса. Но все равно нам было на чем строить перспективы, чем платить зарплаты. Так сложилось исторически, что мы их никогда не задерживали».

Компания и правда не стояла на месте: в конце 1990-х «Вторком» приобрел линию для производства гофрокартона и упаковки из него, а к сбору текстильных материалов прибавился и сбор макулатуры. Логично было обратить внимание и на пластиковые бутылки. «По городу тогда валялось очень много бутылки, она почти вся шла на полигоны и свалки, — рассказывает Рузбин. — Стали думать, как ее перерабатывать, причем мы сразу настраивались на самые технологичные операции».

В 2004–2005 годах «Вторком» начал измельчать пластиковую тару во флексы — хлопья, которые используются в производстве нетканых волокон. Флексы «Вторком» поставлял производителям волокна, работая с ними по давальческой схеме. Из волокон компания уже сама делала иглопробивным способом нетканые полотна. «Но мы сразу планировали выпускать волокна самостоятельно», — говорит Рузбин. Впрочем, только в 2012 году компания ввела в строй волоконную линию. Одновременно «Вторком» стал увеличивать производство геотекстильных полотен.

Геотекстиль в дорожном строительстве используется в качестве разделяющего и защитного слоя, укрепляющего дорожное полотно и выступающего в качестве дренирующей прослойки.

Выходя на рынок геотекстиля, во «Вторкоме» ориентировались на нефтяников как главных потребителей: это диктовало расположение компании на Урале, недалеко от основных нефтяных и газовых месторождений. Геотекстиль там в основном нужен для строительства промысловых дорог. Пробиваться на рынок геотекстиля для обычного дорожного строительства компании было несколько труднее: потребность в этом материале начинала расти, но прежде всего в центральных регионах. В последнее время российский рынок геотекстиля растет на 8–10% в год, говорят во «Вторкоме».

«Вторком» развивает и другое смежное направление в синтетических материалах — производство нетканых основ иглопробивным способом. Такие основы, синтетические «подложки», используются в основном в производстве кровель и линолеумов.

Всего в стране, по оценкам «Вторкома», производится порядка 250 млн кв. м в год нетканых синтетических материалов, а сам «Вторком» делает 66 млн. На рынке более 30 производителей, но 80% рынка приходится на первую десятку. Лидером рынка считается «Комитекс» (Коми), который выпускает в год 110 млн кв. м.

Война за бутылку

Российские производители за последние годы сумели отвоевать рынок геотекстиля у поставщиков импорта. Как рассказала гендиректор ПСК «Геодор» (компания на рынке с 2000 года) Ольга Грижанова, десять-пятнадцать лет назад импортная продукция занимала больше половины рынка, а сейчас — пять-семь процентов. Грижанова связывает это с тем, что раньше во многие национальные проекты по строительству дорог изначально закладывались характеристики зарубежного геотекстиля, а кроме того, строителям нужны были геополотна шириной минимум пять метров, которые у российских производителей только начинали появляться.

Однако и сегодня российские производители освоили выпуск не всех видов геотекстиля: например, в Россию ввозится много термоскрепленного геотекстиля, у которого более высокие разрывные характеристики по сравнению с обычным иглопробивным. Относительно слабо развито и производство геотекстиля на основе полипропиленового волокна. А в Европе, например, используют только его — считается, что он более устойчив к щелочным средам. Для России этот материал слишком дорог, считают некоторые участники рынка: условно говоря, зачем зарывать золото в землю? Зато самый массовый рынок иглопробивного геотекстиля только разогревается. По мнению Ольги Грижановой, в ближайшие три года он вырастет минимум на 50%.

Но вот с сырьевой базой тут непросто. Много синтетического волокна из полиэфирных волокон привозится из Европы, Китая, Кореи, Белоруссии. «В Китае и Корее полиэфирное волокно делают не только из пластиковой тары, но и на основе переработанной одежды, поэтому оно у них может получаться дешевле», — отмечает Ольга Грижанова. По оценкам игроков рынка, сегодня болJ ьшая часть сырья для геосинтетики на российских заводах — импортное полотно.

Впрочем, в России в последнее время было создано несколько крупных производств волокна («Воскресенскхимволокно» и др.), по этому же пути собирается пойти и ПСК «Геодор», чтобы лучше контролировать качество сырья на входе и повысить рентабельность.

«Вторком» не так давно ввел новые линии: по производству волокна из переработанного ПЭТФ (мощностью 12 тыс. тонн в год), а также по выпуску полипропиленового волокна (2500 тонн в год). Одновременно компания увеличила мощности выпуска и готовой продукции — нетканых материалов. Эти проекты осуществлены с помощью льготных кредитов от Фонда развития промышленности, полученных в 2017 году. Все оборудование привезено из-за рубежа.

Как утверждают во «Вторкоме», сейчас российским волоконщикам не хватает вторичного сырья — пластиковой тары (сам «Вторком» перерабатывает порядка 20 тыс. тонн бутылки в год, входя, по собственным оценкам, в пятерку крупнейших переработчиков ПЭТФ в России).

«Мы вынуждены везти бутылку со всей России, из Иркутска и Казахстана. Даже рассматриваем варианты доставки сырья из дальнего зарубежья, — говорит Елена Коваленко, руководитель отдела маркетинга “Вторкома”. — В России пластиковой тары собирается недостаточно. Мы конкурируем по закупочной цене с другими производителями синтетического волокна, которых в России более десятка, и только у двух из них нет своего производства нетканых материалов, и они продают весь свой продукт на рынок».

Конечно, у производителей нетканых материалов всегда есть возможности для маневра: они могут закупить импортное волокно. Цены на бутылку и волокно меняются вместе с курсами валют и из-за иных рыночных факторов. Сам по себе полиэтилентерефталат — биржевой товар со всеми вытекающими отсюда последствиями. «Перепады в цене на ПЭТФ есть, но мы в них в целом попадаем. Иногда бывает так, что легче взять заграничное полотно, чем покупать бутылку, перерабатывать ее, делать волокно и с ним потом работать. Потому что в какие-то моменты покупка волокна обходится на 15–30 процентов дешевле. Но зато, когда бутылка становится по каким-то причинам на рынке невостребованной, сортировщики готовы продавать ее по любой бросовой цене», — рассказывает Рафаил Рузбин.

Однако в последнее время, как говорит Елена Коваленко, «Вторком» уходит от закупок сырья на стороне.

Основатель «Вторкома» Рафаил Рузбин выстроил миллиардный бизнес на продукции из отходов, но с мусорного рынка его компанию вытесняют

Особенный Копейск

У «Вторкома» довольно долго получалось эффективно, по мнению самой компании, «добывать» сырье из отходов в Копейском городском округе, население которого составляет 45 тыс. человек. За восемь лет работы там, по словам Рафаила Рузбина, систему раздельного сбора бытовых отходов удалось настроить.

Как рассказал Рузбин, все началось с подачи администрации Копейского городского округа, где была составлена программа по обращению с твердыми коммунальными отходами, подразумевающая раздельный сбор сырья. Стать инвестором этой программы предложили «Вторкому». «Заместителю главы поселения по экологии поручили составить эту программу, — вспоминает Рузбин. — Потом он же говорил: с меня требовали, и я ее написал, но вот уж не думал, что вы так продвинетесь и начнете этим серьезно заниматься».

Копейск, как утверждает Рузбин, оказался наиболее подготовленной к вводу раздельного сбора мусора территорией в регионе: «Челябинск почему-то не хотел этим заниматься, и я сам этому удивлялся».

На мусорных площадках в Копейском городском округе установили два типа контейнеров — черные и зеленые. Одни для сбора отходов мокрых, грязных, вторые — для сухих. Цель была в том, чтобы потенциальное вторсырье не портилось при соприкосновении с мокрыми отходами. Разделять мусор надвое достаточно, полагает Рузбин: «Нам не обязательно ставить по двадцать разных бачков — должны быть современные сортировочные станции, которые смогут разобрать чистый и сухой мусор».

Жители Копейска этот подход в целом одобряли и мусор разделяли, утверждает Рузбин. Полезный мусор шел на переработку, остальное — на полигон «Южный» (им управляет КТС).

По словам Рузбина, в Копейском городском округе удавалось пускать на переработку до половины собранного мусора, если считать по весу. «А по объему, может, и все 75 процентов», — уточняет он. Более того, с 2016 года «Вторком» начал делать RDF (топливные гранулы из ТКО) и поставлять их на местный цементный завод.

Но в ходе мусорной реформы в Челябинске и области были созданы региональные кластеры, и c 1 января 2019 года на территории Южного Урала в 31 муниципальном образовании начал работу региональный оператор по обращению с отходами — Центр коммунального сервиса (ЦКС).

В соответствии с законом прошел конкурс на выбор подрядной организации, которая будет вывозить мусор в Копейском городском округе. Победителем аукциона на право транспортирования стал «Экоспецтранс».

У «Комтранссервиса» принять участие в конкурсе не получилось. Как объясняет Рузбин, заявку компании отклонили «по формальным основаниям».

«Экоспецтранс» нанял субподрядчика для вывоза мусора в Копейском городском округе — компанию «Эковывоз».

«Регоператор выдавил все малые предприятия с рынка, посадив их на субподряд, — говорит Рузбин. — А что такое субподряд? Оператор получает, например, за вывоз мусора десять рублей, а подрядчику платит три рубля. Это вообще немыслимые вещи. Понятно, что все уходит на транспортные расходы, а расходов на правильное захоронение, сортировку и переработку отходов реформой не предусмотрено. Нет стимулирования этих видов деятельности для операторов, которые, по идее, должны совершить революцию в плане правильного обращения с отходами».

Как говорит Рузбин, новая транспортная компания сразу нарушила схему, которую «Вторком» выстраивал годами. Она просто стала вывозить весь мусор в одном мусоровозе, не разбираясь, где вторсырье, а где прочие отходы.

«Для них раздельный сбор — это всего лишь утяжеленная логистика, — сетует бизнесмен. — Система обращения с отходами сегодня выстроена так, что регоператору выгоднее показывать свои затраты на транспортные перевозки мусора, а никак не на сортировку и переработку отходов».

В «Эковывозе» оправдываются тем, что в начале марта 2020 года, когда эта компания начала вывозить мусор в Копейском городском округе, территория округа была укомплектована мусорными контейнерами лишь на 50–60% — часть контейнеров с площадок исчезла. Как говорят в «Эковывозе», их вывезла компания КТС. Впрочем, Рафаил Рузбин это опровергает, утверждая, что контейнеры КТС заранее продал регоператору — ЦКС. Там подтверждают, что выкупили у КТС контейнеры, но только часть: «Приобретались лишь емкости, которые находились в исправном состоянии».

Раздельный сбор мусора на какое-то время стал невозможен. Дальше конфликт между КТС и ЦКС продолжился на полигоне «Южный», который, как рассказали в «Эковывозе», с 1 марта 2020 года перестал принимать отходы, хотя должен был это делать в соответствии с территориальной схемой. «Эковывозу» пришлось везти отходы на более дальний полигон «Полетаево». «При временном размещении отходов на полигоне ТКО в Полетаево запрещено раздельное накопление отходов, в связи с чем из Копейска был организован вывоз смешанных отходов, — объясняют в Центре коммунального сервиса. — И то незначительное количество баков, которые были приобретены у “Комтранссервиса”, стало вынужденно использоваться для сбора смешанных отходов».

По словам Рузбина, «Южный» действительно отказывался принимать машины с отходами: во-первых, их везли на полигон несортированными, что не соответствовало территориальной схеме, а во-вторых, у ЦКС были большие долги перед «Комтранссервисом». «Сейчас мы взыскали с них по суду все задолженности, хотя они не хотели платить ни за что, пытаясь на нас давить. Думали, мы будем на них работать бесплатно», — комментирует Рузбин. Он намекает на то, что перевозчику в принципе выгоднее всего в этой ситуации было возить отходы не на сортировку, а сразу на более отдаленный полигон — ведь за счет этого он мог повысить себе тариф. «Они просто хотели убрать нас из схемы. Но министерство экологии Челябинской области сказало им: нет-нет, вы выплатите все задолженности и работайте как раньше», — отмечает предприниматель.

Систему раздельного сбора после ухода «Комтранссервиса» с рынка транспортировки начали выстраивать заново. К апрелю этого года ЦКС выставил в Копейском городском округе 360 новых контейнеров, 60 из которых предназначены для раздельного сбора мусора. «У нас было больше контейнеров», — говорит Рузбин.

С 10 апреля этого года «Эковывоз», по уверению компании, раздельно возит отходы, организовав дополнительный рейс мусоровозов. А чуть ранее полигон «Южный» снова начал принимать отходы из Копейского городского округа — и теперь все 80–100 тонн отходов в сутки доставляются именно туда.

Насколько эффективно работает после годичного перерыва система раздельного сбора мусора в Копейском городском округе, большой вопрос. В администрации округа говорят, что, по первым наблюдениям, люди мусор не разделяют.

Каким образом собирался и сортировался мусор в Копейске раньше, до прихода регоператора на рынок, в администрации рассказывать не стали, сославшись на то, что там сменился глава поселения, и все вопросы предложили адресовать прежнему главе. В ЦКС между тем приводят свои данные по эффективности отсортировки отходов «Комтранссервисом»: «В 2019 году и в начале 2020-го, когда КТС самостоятельно вывозил ТКО с территории Копейска, выборка вторсырья составляла всего четыре процента, а в феврале 2020 года она опустилась до значений менее двух процентов (это официальные данные сортировочного комплекса КТС+, подтвержденные отчетами и бухгалтерскими документами). И о какой эффективности идет речь, нам непонятно».

Некоторые опрошенные представители управляющих компаний в Копейском городском округе говорят, что у них нет раздельной системы сбора мусора — разве что стоят кое-где сетчатые емкости для сбора пластиковой тары (выставленные частным предпринимателем, не имеющим отношения к «Вторкому»). В «Жилищнике 7» Октябрьского поселка Копейского городского округа рассказали: «У нас стоят новые евроконтейнеры, но раздельного сбора нет. Два года назад, когда на рынке появился регоператор, часть из них была с надписями “Для вторсырья”, но вскоре их убрали: сам же оператор сказал, что нет дальнейшей сортировки отходов, поэтому в раздельном сборе смысла нет».

Не бросают мусор

«Как для нас может быть не важна эта ситуация, если мы несколько лет работали, приучали людей, сортировали мусор — и в один миг все сломалось? Мы так уверенно чувствовали себя в Копейске, везде рекламировали свою систему», — горячится Рузбин. Хотя в целом понятно, что в общем объеме переработки сырья челябинской компанией копейские отходы не были значимыми. Главное сейчас — снизилось качество поступающего на сортировку копейского мусора. «Они просто нам на сортировку везут неразделенные отходы, — утверждает Рузбин. — Есть постановление губернатора, обязывающее регионального оператора производить раздельный сбор отходов. Но он кардинально этим не занимается. Они делают вид, что в каких-то районах начинают что-то делать, а такого серьезного подхода, как у нас, у них нет».

Поставить контейнеры для раздельного сбора далеко не достаточно, считает Рузбин. После того как люди целый год все складывали в один контейнер, с населением нужно поработать. «Мы раньше объявления развешивали на подъездах о сборе отходов с такого-то числа, например. Нужно давать информацию в СМИ, рекламу», — предлагает он.

В регоператоре же утверждают, что информационную работу с населением ведут: есть и объявления, и репортажи на местном телевидении, и уроки в школах. «Идет становление, и мы смотрим, в каком ключе менять систему раздельного сбора мусора», — говорят в пресс-службе ЦКС.

По мнению Рузбина, проблема в том, что на мусорный рынок пришли те, кто раньше мусором не занимался. «Малые предприятия и частных предпринимателей, которые работали в этой сфере, из нее выдавили. В Челябинской области до 70 процентов частных перевозчиков выжили с рынка, а сами не могут нормально работать, — говорит Рузбин. — Элементарная вещь: транспортная компания, которая пришла на наше место в Копейске, даже не понимает, зачем нужны крышки у контейнеров — и у них они стоят открытыми, под дождем и снегом, отчего макулатура и текстиль становятся вообще непригодными к переработке».

Нынешняя ситуация не заставила «Вторком» охладеть к мусору. Напротив, компания строит планы создания экотехнопарка в Копейском городском округе — на первых порах собирается реконструировать свой сортировочный комплекс, которому уже больше десятка лет, организовав там автоматизированную сортировку, производство RDF и переработку органических отходов в компост. По словам Рузбина, задача «Вторкома» — достичь переработки 80% отходов. Однако прежде предстоит добиться того, чтобы новый объект внесли в территориальную схему. «Один раз нас уже туда внесли, а потом убрали. Сказали: народ возмущается. Пока мы проектируем станцию, планируем, и придет время — выйдем на общественные слушания», — обещает предприниматель. Раньше у «Вторкома» были планы построить мусоросортировочную станцию в Челябинске, но получить одобрение и внести ее в территориальную схему по обращению с отходами у компании не вышло.

Не оставляет Рузбин и намерений вернуться к транспортировке отходов в Копейске: «При проведении следующих конкурсов нас трудно будет обдурить, как в этот раз. И участвовать мы в них обязательно будем. К нам вот приезжал сенатор на полигон. Я ему прямо сказал: вы должны покончить с той монопольной системой, которая была создана законом о регоператорах. Регоператор ведь теперь может прямо сказать губернатору: будешь вякать, и мы в любой момент приостановим вывоз мусора. Тогда тебя просто снимут. Они могут диктовать условия губернатору, в том числе требовать увеличения тарифов на вывоз мусора».

Фото: Предоставлено компанией

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Большие площадки для роста маленьких продавцов Большие площадки для роста маленьких продавцов

Развитие маркетплейсов связано с приходом малого и микробизнеса

Эксперт
Как сделать фотостудию дома и что для этого нужно Как сделать фотостудию дома и что для этого нужно

Фотостудию можно оборудовать и своими силами в домашних условиях

CHIP
«Движовый» регион для самого молодого губернатора «Движовый» регион для самого молодого губернатора

Как Калининградская область и Антон Алиханов понравились друг другу

Эксперт
«Сонные» гормоны «Сонные» гормоны

Что делают гормоны ночью, когда мы отдыхаем и отключаемся от реальности?

Лиза
Гидрофойл для миллионов Гидрофойл для миллионов

Гидрофойл – доска на подводных крыльях для серфинга

Популярная механика
Готовимся к лету: как очистить организм без вреда для здоровья Готовимся к лету: как очистить организм без вреда для здоровья

Вместе с экспертом разбираемся в способах безопасного очищения организма

РБК
Жанна Бадоева: Жанна Бадоева:

Жанна Бадоева: Раздражаться или расстраиваться нет смысла

Караван историй
Что заменит СВД: самозарядный карабин СК-16 Что заменит СВД: самозарядный карабин СК-16

«Популярная механика» рассуждает о перспективных стрелковых системах

Популярная механика
Я помню Я помню

У каждой семьи свои истории и «знаки войны». Мы тоже решили поделиться своими

Seasons of life
Ешь смело: популярный усилитель вкуса не вредит здоровью Ешь смело: популярный усилитель вкуса не вредит здоровью

Пищевая добавка Е621 - один из популярнейших компонентов разных продуктов

Cosmopolitan
Ученые обнаружили 12 потенциальных певатронов Ученые обнаружили 12 потенциальных певатронов

Космические ускорители разгоняют частицы до энергий порядка петаэлектронвольта

N+1
Ещё живы, но стали «причёсанными»: сооснователь MDK о заработке и изменениях в проекте, которому исполнилось 10 лет Ещё живы, но стали «причёсанными»: сооснователь MDK о заработке и изменениях в проекте, которому исполнилось 10 лет

MDK – одно из самых популярных сообществ в истории «ВКонтакте»

VC.RU
Чувствительные Раки и энергичные Весы: характер ребенка и его знак зодиака Чувствительные Раки и энергичные Весы: характер ребенка и его знак зодиака

Лучше понять маленького человека поможет его знак зодиака

Cosmopolitan
Нейтрино ловят на глубине Нейтрино ловят на глубине

Как выглядят современные нейтринные детекторы

Наука и жизнь
Слушать кино: плей-лист режиссера Слушать кино: плей-лист режиссера

Подборке любимых саундтреков из кино от режиссера «Китобоя»

Esquire
На кобыле — без узды На кобыле — без узды

Компания SberAutoTech представила прототип беспилотного микроавтобуса

Эксперт
Вне зоны доступа Вне зоны доступа

Проверь – не забываешь ли ты ухаживать за «секретными» зонами лица и шеи

Лиза
Контекст может всё разрушить Контекст может всё разрушить

Переговорный приём, о котором вам не рассказывали

VC.RU
Гражданин поэт Гражданин поэт

Прочитав стихи на инаугурации Байдена, Аманда Горман стала звездой в мире поэзии

Vogue
Архитектура для жизни Архитектура для жизни

Как системный подход помогает управлять городами

N+1
Слушать кино Слушать кино

Культовые саундтреки в голливудском кино

Esquire
МДМА снова помог людям с ПТСР МДМА снова помог людям с ПТСР

МДМА помог в лечении посттравматического стрессового расстройства

N+1
5 книг от мировых психологов: как исправить ошибки и разобраться в чувствах 5 книг от мировых психологов: как исправить ошибки и разобраться в чувствах

Подборка книг, которые помогут разобраться в себе без посещения специалиста

Популярная механика
«Знак священного» «Знак священного»

Почему конвергенция технологий не приведет к господству человека над природой?

N+1
Россия и вызов «коллективного Запада» Россия и вызов «коллективного Запада»

Легенды о короле Артуре вновь оживают в геополитической стратегии Европы

Эксперт
Пионеры низкоуглеродного следа Пионеры низкоуглеродного следа

Комплекс полного цикла «Эколант» будет работать по «зеленым» технологиям

Эксперт
Жизнь как «Шоу Трумэна»: 9 интересных фактов о принце Гарри Жизнь как «Шоу Трумэна»: 9 интересных фактов о принце Гарри

Принц Гарри поделился впечатлениями о жизни в королевской семье

РБК
Вспомогательные элементы Вспомогательные элементы

Какие витамины и макроэлементы нужны беременной женщине

Здоровье
Сомалийское побережье оказалось крупным перевалочным пунктом средневековой торговли Сомалийское побережье оказалось крупным перевалочным пунктом средневековой торговли

Археологи обнаружили крупные поставки импортных товаров для торговли

N+1
Возвращение волков в штат Висконсин снизило число ДТП с участием оленей Возвращение волков в штат Висконсин снизило число ДТП с участием оленей

Волки регулируют численность оленей и заставляют их реже выходить на дороги

N+1
Открыть в приложении