На российских ВСМ продолжается круговое движение

Уже который год Россия планирует начать строить высокоскоростные магистрали

ЭкспертОбщество

На российских ВСМ продолжается круговое движение

Который год Россия планирует начать строить высокоскоростные магистрали, но пока плодятся только бумажные проекты. Одна из причин — отсутствие опыта оценки и монетизации косвенных макроэкономических эффектов от прорывных транспортных решений

Сергей Кудияров, Александр Ивантер

Тысяча первый, не хуже сказок Шехерезады, круг обсуждений в высших эшелонах власти о маршруте первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) принес «очки» проекту ВСМ Москва — Санкт-Петербург. Президент Владимир Путин одобрил инициативу врио губернатора Северной столицы Александра Беглова и главы РЖД Олега Белозерова начать проектирование ВСМ между Москвой и Питером. Однако ясности в перспективах развития сети ВСМ в России это не добавило. По нашей информации, окончательное решение по другому проекту ВСМ, причем формально более проработанному (в восточном направлении от Москвы с конечным пунктом в Казани), так пока и не принято.

Ожидается, что соглашение о строительстве ВСМ Москва — Санкт-Петербург может быть подписано в июне на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Проект ВСМ по этому маршруту был разработан еще в 2015 году (а его многочисленные предтечи уходят корнями еще в 1990-е). Тогда же он был внесен в программу организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в России. Но в утвержденный осенью прошлого года правительственный «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» проект московско-питерской трассы не попал.

В «Комплексный план…» был включен проект другой ВСМ — Железнодорожный — Гороховец (с продолжением до Нижнего Новгорода по уже существующей инфраструктуре), который рассматривался как первый этап строительства магистрали Москва — Казань, и под него даже было предусмотрено бюджетное финансирование. Однако этот проект подвергся критике первого вице-премьера Антона Силуанова как «не имеющий экономики», и ситуация подвисла: все заинтересованные стороны стали ждать решения первого лица.

Добавляет красоты в картину еще один проект — строительства ВСМ Екатеринбург — Челябинск, продвигаемый властями соответствующих областей и рядом представителей уральского бизнеса (Русская медная компания, ЧТПЗ, ММК). Проект предлагался к включению в «Комплексный план…», но не попал в итоговую редакцию документа. Однако председатель правительства Дмитрий Медведев утвердил включение этого проекта в «Стратегию пространственного развития России на период до 2025 года».

Показательно, что в утвержденной решением правления РЖД в 2015 году «Программе организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в России» нет одобряемой президентом России ВСМ Москва — СанктПетербург, зато есть Москва — Казань и Екатеринбург — Челябинск.

В общем, в области развития ВСМ в России продолжается период разброда и шатаний. С одной стороны, у такой нерешительности есть объективные основания. Во-первых, это масштабность задачи. Фактически речь идет о создании в стране целого кластера новых производств и компетенций — начиная с устройства железнодорожного полотна, рассчитанного на сверхвысокие скорости, до производства тягового и подвижного состава с качественно другими против привычных характеристиками, а также модернизации системы диспетчеризации движения. Во-вторых, финансовые модели всех обсуждаемых проектов содержат значительную бюджетную составляющую: их реализация потребует многих десятков, а то и сотен миллиардов налоговых рублей. Принципиально важно, чтобы эти инвестиции принесли максимальный как прямой транспортный, так и косвенный макроэкономический эффект.

«Эксперт» опросил ведущих специалистов в области экономики инфраструктуры, чтобы разобраться, как правильно оценивать и структурировать проекты ВСМ.

Потенциальные первенцы сети высокоскоростных магистралей России

В Далянь с ветерком

Высокоскоростными магистралями принято считать железнодорожные линии, ориентированные на движение специально разработанного подвижного состава по выделенным путям с высокими скоростями — 250 км/ч и больше.

При этом более чем за полувековую историю эксплуатации ВСМ-линий произошли лишь три крупные катастрофы — в Китае, Германии и Испании. В первом случае подвели диспетчеры (произошло столкновение двух поездов), в Германии расследование выявило, что обслуживающий персонал прозевал трещину на одном из колес поезда, в Испании машинист превысил скорость на повороте, отчего состав сошел с рельсов. Расчеты показывают, что риск попасть в аварию на ВСМ существенно ниже, чем на обычных железных дорогах. Это интуитивно понятно: выделенные линии, на порядок меньше переездов и стрелочных переводов, «ответственных» за значительное количество ЧП на обычных линиях.

К настоящему времени скоростные железнодорожные магистрали получили довольно большое развитие в индустриальных странах мира. Общая протяженность ВСМ в мире превышает 40 тыс. километров. Пионером развития таких дорог стала Япония, запустившая первую скоростную магистраль еще в 1964 году. Однако львиная доля всех скоростных магистралей мира сейчас приходится на Китай. В сентябре прошлого года протяженность скоростных железных дорог в Китае превысила 29 тыс. километров, к 2025-му, по планам, она должна вырасти до 38 тыс. километров. Китай вложил в развитие своей сети ВСМ свыше 300 млрд долларов.

Помимо качественного улучшения транспортной связности страны инвестиции в сеть ВСМ рассматриваются китайским руководством как стимул экономического роста. Председатель Госсовета КНР

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Начнем с региональной державы Начнем с региональной державы

Вы (не) будете смеяться, но Россия опять оказалась втянута в майдан

Эксперт, июнь'19
Почему империя Марка Цукерберга должна умереть? Почему империя Марка Цукерберга должна умереть?

Он со­здал Facebook, не по­до­зре­вая, что люди вос­ста­нут про­тив него

GQ, июль'19
Древние ритуальные подношения со дна озера Титикака: что обнаружили ученые Древние ритуальные подношения со дна озера Титикака: что обнаружили ученые

Озеро Титикака продолжает открывать свои тайны

National Geographic, апрель'19
В Кремль пронесли стальные аргументы В Кремль пронесли стальные аргументы

Российский бизнес предложил ввести режим свободной торговли с Турцией

РБК, апрель'19
О театре со вкусом О театре со вкусом

Торжественный обед журнала ОK! с участием номинантов премии «Золотая маска»

OK!, апрель'19
Стройка по поручению Стройка по поручению

Бюджетное инфраструктурное строительство тормозится из-за ценообразования

Эксперт, апрель'19
Гаджеты – это новая форма близости Гаджеты – это новая форма близости

Гаджеты не могут быть причиной конфликтов в семье

Psychologies, май'19
В Донбасс входит российское гражданство В Донбасс входит российское гражданство

Кремль подготовил план упрощенной выдачи паспортов жителям ДНР и ЛНР

РБК, апрель'19
Под прикрытием Под прикрытием

Что ни говори, а компания Ford умеет удивлять!

4x4 Club, апрель'19
Райан Рейнольдс: «Я никогда не позволял неудачам диктовать мне, что делать» Райан Рейнольдс: «Я никогда не позволял неудачам диктовать мне, что делать»

Интервью с актером Райаном Рейнольдсом

Cosmopolitan, май'19
Йога с лемурами: новое слово в зоотерапии Йога с лемурами: новое слово в зоотерапии

Занятия йогой с лемурами, или «лемога»

National Geographic, апрель'19
«Удивительная точность»: найдены древние останки казненного заключенного «Удивительная точность»: найдены древние останки казненного заключенного

Столь точно нанесенную рану ученые увидели впервые

National Geographic, апрель'19
Надежда Ангарская «Делаю вид, что я на правильном питании» Надежда Ангарская «Делаю вид, что я на правильном питании»

Участница шоу Comedy Woman ответила на несерьезные вопросы «СтарХита»

StarHit, апрель'19
Дельфин: Такой слабый человечишка Дельфин: Такой слабый человечишка

Почему альбом «442» пугает автора

Русский репортер, апрель'19
Свое «Твое» Свое «Твое»

Отказавшись от франчайзи, торговая марка «Твое» увеличивает продажи в онлайне

Forbes, май'19
«Москвич-2140». Машина времени «Москвич-2140». Машина времени

Каково в Москве ездить на советском олдтаймере

АвтоМир, апрель'19
Наталья Догадина о своем бутике Rehabshop, работе байером и модных правилах Наталья Догадина о своем бутике Rehabshop, работе байером и модных правилах

Наталья Догадина о внутренней кухне своего бренда и с чего все начиналось

Vogue, апрель'19
Коронный номер Коронный номер

Принцы и короли то и дело женятся на звездах, официантках и журналистках

Добрые советы, май'19
Новая загадка Марианской впадины Новая загадка Марианской впадины

Ученые обнаружили в Бездне Челленджера бактерии, питающиеся углеводородом

National Geographic, апрель'19
Как выглядит космос из самого центра Млечного Пути: захватывающее видео Как выглядит космос из самого центра Млечного Пути: захватывающее видео

NASA опубликовало видео, позволяющее совершить виртуальное путешествие в космос

National Geographic, апрель'19
Неон-киллер Неон-киллер

Евгения Крегжде поразила нас в самое сердце

Maxim, май'19
Хрустящая тема Хрустящая тема

Ароматные свежие огурчики – непременный компонент летних салатов

Лиза, апрель'19
Удивительное – рядом Удивительное – рядом

В обычных больницах сегодня применяют уникальные технологии

Лиза, апрель'19
Нескончаемый «Брексит» Нескончаемый «Брексит»

«Брексит» побил все рекорды

Огонёк, апрель'19
По миру распространяется смертельный «супергрибок»: что известно сейчас По миру распространяется смертельный «супергрибок»: что известно сейчас

По миру распространяется новая инфекция, устойчивая к медикаментам

National Geographic, апрель'19
За авторство ответишь За авторство ответишь

Еврокомиссия может одобрить спорную директиву об авторском праве

Эксперт, апрель'19
Странные и милые свадебные традиции разных стран Странные и милые свадебные традиции разных стран

В преддверии сезона церемоний готовьтесь ко всему

Vogue, апрель'19
На связи На связи

По каким правилам сегодня живет фетиш-сцена и в чем кайф жесткого связывания

Men’s Health, май'19
Нос тигра, усы Дали Нос тигра, усы Дали

Обновлённый KIA Sportage отказался от турбомотора и коробки с двойным сцеплением

4x4 Club, январь'19
Шерсть континентов Шерсть континентов

Энциклопедия моделей и марок зимнего трикотажа

The Rake, ноябрь'18