Мирный атом без углеродного следа
Шахтный электропогрузчик стоит столько же, что и дизельный импортный аналог, но при той же производительности и характеристиках дешевле в эксплуатации. «Виной» тому оригинальная схема встраивания в глобальную производственную цепочку, использованная специалистами «АРМЗ Горные машины»
Зачем шахтерам автопром? В случае с «Росатомом» вопрос даже не обсуждается: госконцерн диверсифицирует активы интенсивнее любого госбанка, и здесь сфера его интересов простирается от автомотогонок и спортинвентаря до электро- и водородомобилей. И подавно логичным выглядело решение наладить собственное производство шахтной техники, принятое два года назад. Производственной базой стал ремонтно-механический завод «Приаргунское производственное горно-химическое объединение им. Е. П. Славского» в Краснокаменске, мощности которого частично высвобождались в связи с сокращением добычи в Краснокаменске, а за основу первенца взяли тогда еще «сырой» компактный электропогрузчик французской компании Aramine. С ней заключили договор еще и о дистрибуции прочей техники этой марки и ее послепродажного обслуживания, а также о поставках собранной техники на внешние рынки.
Кооперация выглядит так. В Забайкалье приходит (в виде машинокомплектов) «начинка» — двигатели, мосты, гидравлика. Наши же производят «железо» — корпус, полурамы, стрелы, ковши и осуществляют сборку, постепенно увеличивая и процент комплектующих российского производства, причем последние поставляются и французам. В частности, отечественными в ближайшее время должны стать батареи, в перспективе намечен переход и на российские ячейки: напомню, строящийся завод по их производству также принадлежит «Росатому» — а конструкция машины будет меняться французами совместно с краснокаменцами. Так, уже ведутся эксперименты по замене встроенной батареи емкостью 24 кВт·ч на быстросменные блоки. Сейчас же погрузчик заряжается от шахтной сети напряжением 220 В после четырех часов работы (одна смена) в течение четырех часов, как раз к началу смены следующей.
Пока выпускается (для нужд «Росатома», но уже и на экспорт: первую машину недавно отгрузили в Латинскую Америку) одна модель, узкозахватная подъемно-доставочная машина ARGO ПДМ 140 Б грузоподъемностью 1,3 тонны и емкостью ковша 0,7 кубометра. Машина шириной 1,1 и высотой 2 метра способна работать на истощающихся выработках, но именно поэтому, по словам председателя совета директоров «АРМЗ Горные машины» Игоря Семенова, она пока недостаточно востребована в шахтах российских горнодобывающих компаний (потребность «Росатома» — 10 штук в год при общем парке 50 шт.). Поэтому следующей моделью станет «основной калибр» — погрузочнодоставочная машина с ковшом более чем втрое (2,3 кубометра) большей емкости и грузоподъемностью порядка трех тонн. А затем придет и очередь шахтных самосвалов, тоже сочлененной схемы, под которые уже ищутся новые производственные мощности, а возможно, и буровых установок. Нынешние же производственные мощности позволяют производить до 50 ПДМ в год без дополнительных инвестиций.
Локализация производства (по словам Игоря Семенова, в стоимостном выражении она уже составляет более половины) позволила снизить цену электропогрузчика до уровня импортного дизельного аналога. При этом расходы на ТО и ремонты в первый год работы дизельной машины — 1,5 млн рублей, у ПДМ 140 Б — 0,6 млн рублей, удельные затраты на один моточас работы — 235 и 114 рублей соответственно. И это не считая экономии на вентиляции шахт.
Ответ на вопрос, почему не импортозаместились по классической схеме, с собственными НИОКР и спецификацией техники, очевиден: при малосерийном производстве затраты на «особый путь» делают готовый продукт золотым. Сотрудничество же с глобальным производителем позволяют не только снижать конечную стоимость, но и открывать возможности для экспорта российских комплектующих — в чем мы, мягко говоря, не преуспеваем. К великой печали нашей промышленности, нуждающейся в масштабировании производства за счет внешних рынков, без которого машиностроение будет окончательно раздавлено китайскими производителями.
Фото: предоставлено компанией
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl