Марк Розовский — о своем вкладе в развитие жанра мюзикла

ЭкспертКультура

Марк Розовский: «Я единственный советский драматург и композитор, не знающий ни одной ноты»

Худрук театра «У Никитских ворот» — о новой поставке «Трех мушкетеров», об отношениях с Юнгвальдом-Хилькевичем и о своем вкладе в развитие жанра мюзикла

Вячеслав Суриков

Марк Розовский — режиссер, композитор и драматург. Фото: Олег Сердечников

Марк Розовский — один из основателей эстрадного театра МГУ «Наш дом», ставил спектакли на сцене МХАТ, БДТ, Театра оперы и балеты имени С. М. Кирова (ныне Мариинский), Театра имени Пушкина (ныне Александринский), Театра имени Ленсовета, Театра имени Вл. Маяковского и других. В 1975 году поставил первую в СССР рок-оперу «Орфей и Эвридика». В 1983-м основал театр «У Никитских ворот», который возглавляет по сей день. Автор более двух десятков книг и нескольких десятков пьес. На его счету свыше 200 публикаций в периодической печати. Его новая постановка в театре «У Никитских ворот» — мюзикл «Три мушкетера». Автор музыки — Максим Дунаевский, автор либретто — Марк Розовский, автор текстов песен — Юрий Ряшенцев. «Эксперт» поговорил с режиссером, композитором и драматургом о том, почему он снова обратился к этому сюжету, уже не раз возникавшему в его творческой судьбе.

— Почему мюзикл «Три мушкетера» возник именно сейчас?

— Он появился во время пандемии, когда из-за многочисленных потерь люди чувствовали себя психологически подавленными и в нашем театре умер один из ведущих актеров, очень дорогой для меня человек, а в такие периоды нужно что-то, что способно отвлечь и дать опору для бытового существования. Еще одна причина — в содержании романа Дюма. В 1974 году я написал эту пьесу для московского ТЮЗа, и мы с Юрием Ряшенцевым уже тогда решили, что хотим ею сказать, что для нас в ней главное. Мы хотели через нее донести из нашего дворового детства до зрителей послевоенные идеалы дружбы — дружбы, которая проверялась в войну на фронте, когда нельзя было пойти в атаку, не чувствуя рядом друга.

После войны девиз «Один за всех и все за одного» стал неписаным законом нашего дворового детства. Сейчас это исчезает. Я говорю так не потому, что хочу противопоставить свое детство детству сегодняшних людей. Для тех, кто живет в отдельной квартире, двор уже не играет столь важной роли. И я, и мои школьные друзья росли без отцов и нехватку родительского внимания восполняли в общении друг с другом. У нас существовала своя дворовая мораль. Тогда было очень много детского бандитизма, иногда принимавшего кровавые формы: у мальчишек тех лет были «писки» (лезвие, изготовленное из монеты кустарным способом. — «Эксперт»), кастеты, у меня была «дура» (металлический брусок. — «Эксперт») в кармане. Это было. Но были и неписаные законы: если двое дерутся, третий — не лезь! И когда я вижу, как сейчас пятеро избивают одного, у меня волосы встают дыбом: в моем детстве такое было невозможно. Понимаете? Это преступление перед человеческим достоинством: нельзя вдвоем бить одного, нельзя бить слабого. «Трех мушкетеров» Дюма писал не для нас, но мы его воспринимали через призму наших дворовых отношений, отсюда такая популярность романа в России.

— В какой степени то, что мы видим и в фильме, и на сцене театра «У Никитских ворот», — пьеса Марка Розовского и в какой — роман Александра Дюма?

— Театр не может быть буквальным повторением литературы. Театр всегда одна из версий, тогда как литература всегда канон. Любая книга — это форма, которая обрела свою завершенность, и театр может только передать ощущение от ее прочтения, сказать о самом важном и дорогом для тебя в этом тексте. Я ученик Товстоногова. А он говорил: «Верность автору — с этого начинается профессия, Марк!» Поэтому все мои дополнения, сокращения, переносы в тексте оригинального произведения носят созидательный характер, а не разрушительный. Они всегда соответствуют авторскому мышлению, авторской философии, авторскому стилю.

Это и есть культура. Все остальное — бескультурье, немощь перед авторским замыслом, иногда позорная, если происходит подмена авторского «я», а это и непрофессионально, и аморально. В таком случае не надо прикрываться словом «эксперимент», потому что эксперимент — это уровень высшего мастерства. Когда вижу, как экспериментируют коллеги, ничего не умея, мне становится смешно. Не хочу их осуждать, просто скажу: это не мой путь, не моя школа.

Для меня выразить самое существенное у автора очень и очень трудно. Для этого надо уйти в глубину, закопаться в нее и найти в ней опоры — вот самый достойный и правильный метод работы с автором. Многие мне говорят: «Дюма у вас гораздо серьезнее». Я отмахиваюсь: «Нет, это мы вытащили из Дюма то, что нам нужно». Но за основу брали идеи самого автора. Иначе и быть не могло. Это он нас заразил темой мушкетерской дружбы. Хотя кто такие мушкетеры? Убийцы, бандиты, головорезы. Но не этим они нам близки. Нам близки люди, которые «за други своя» будут сражаться. Вот это наша тема.

— Получился ли из «Трех мушкетеров» киномюзикл?

— Мне не хотелось бы объяснять, в чем у нас разногласия с Юнгвальдом-Хилькевичем, но еще в процессе создания картины «Три мушкетера» мы вели с ним острые дискуссии. Ему удалось собрать блестящую команду артистов (его заслуга), но не удалось качественно поставить номера, а это основа основ мюзикла. Там только видимость номеров, потому что есть прекрасная музыка, прекрасные стихи, прекрасные артисты, и они эмоционально действуют на зрителя. Но происходящее на экране нельзя сравнить с тем, что мы видим в голливудских киномюзиклах тех лет. В фильме нет ни школы постановки мюзикла, ни навыков, ни мышления. Я говорю так не в укор. То был период, когда само слово «мюзикл» запрещали. И если говорить объективно, Голливуд часто просто берет театральную версию мюзикла и переводит ее с языка театра на язык кино, но все решения уже найдены, репризы готовы и многократно проверены.

— Стал ли фильм «Три мушкетера» переносом театральной постановки?

— Нет. В спектакле были номера, и там блестяще играл Д’Артаньяна Владимир Качан, светлая ему память. У Юнгвальда-Хилькевича был талант, ведь он художник, и он смог найти визуальное решение. Но с моей точки зрения, его оказалось недостаточно, чтобы мы могли сказать, что это не фильм с песнями, а именно мюзикл, где переплетаются музыкальная драматургия и режиссерское решение. Благо был Максим Дунаевский, с которым мы к тому времени уже сделали вместе несколько музыкальных спектаклей, например в студии «Наш дом» «Сказание про царя Макса Емельяна», где было 68 музыкальных номеров и где присутствовали лейтмотивы. И последние появились в фильме только благодаря искусству Максима. Фильм пронизан его решением. Но чего это нам стоило! Возможно, я преувеличиваю, потому что там есть номер с Алисой Фрейндлих, который, с моей точки зрения, поставлен в стилистике мюзикла. Но самый знаменитый номер: «Пора-пора-порадуемся» — визуально обеднен. Герои гарцуют на лошадях по улочке. Они обаятельные, хорошие, заразительные. Актеры играют великолепно, и лошади играют лошадей тоже прекрасно, но нельзя сказать, что номер поставлен, что там есть ритмические акценты и элементы балета — то, чем мюзикл должен отличаться от драматического фильма. Ничего этого нет, согласитесь. Но я говорю о том, что было очень давно и все равно имело бешеный успех.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Длинный лук Длинный лук

Английский длинный лук обеспечил Англии грандиозные военные успехи

Дилетант
Мужские привилегии: как в Афганистане девочки становятся мальчиками Мужские привилегии: как в Афганистане девочки становятся мальчиками

В афганских семьях, где нет сына, одной из дочерей приходится стать «мальчиком»

Вокруг света
Пролог к мировым войнам Пролог к мировым войнам

Русско-японская война стала шоком отнюдь не только для России

Дилетант
Андрей Кравцов / SHU Андрей Кравцов / SHU

Как вырастить бизнес из швейной машинки

Собака.ru
Как сохранить свои сбережения: учимся инвестировать в недвижимость Как сохранить свои сбережения: учимся инвестировать в недвижимость

Как сохранить и приумножить свои капиталы, покупая квартиры

Maxim
Мэри Эннинг: история тринадцатилетней девочки, которая перевернула представления о Юрском периоде Мэри Эннинг: история тринадцатилетней девочки, которая перевернула представления о Юрском периоде

Мэри Эннинг — гениальная одиночка, совершившая множество открытий

Популярная механика
Еда с колес Еда с колес

Как бывшие нефтяники построили производство фудтраков и домов на колесах

Forbes
Мама, ты не одна! Мама, ты не одна!

От пособий до налоговых льгот: на что сегодня может рассчитывать мать-одиночка

Лиза
5 фантастических достижений медицины, в которые трудно поверить 5 фантастических достижений медицины, в которые трудно поверить

Перед вами подборка невероятных прорывов в области медицины последних лет

Популярная механика
Низко и медленно: что такое лоурайдеры и как они устроены Низко и медленно: что такое лоурайдеры и как они устроены

Лоурайдеры: как они возникли и завоевали мир

РБК
Путеводитель по кинофильмам в стиле документальных фейков Путеводитель по кинофильмам в стиле документальных фейков

Самые лучшие и самые важные фильмы, которые выдавали себя за живой репортаж

Maxim
Что такое любовь к себе и зачем она нужна, рассказывает коуч Ирина Прачёва Что такое любовь к себе и зачем она нужна, рассказывает коуч Ирина Прачёва

Что такое «любить себя» непонятно в принципе

Cosmopolitan
6 продуктов, которые точно не помогут похудеть 6 продуктов, которые точно не помогут похудеть

Пищевые ловушки здоровых продуктов

Популярная механика
Что такое холодное отбеливание зубов Zoom 4 и кому оно подходит Что такое холодное отбеливание зубов Zoom 4 и кому оно подходит

Если природа не наделила тебя белоснежной улыбкой, это не проблема

Cosmopolitan
Физики напечатали порцию Физики напечатали порцию

Ученые разработали идеальную по вкусу кусочек шоколада

Популярная механика
Правила жизни в 20, 30, 40 и 50 лет Правила жизни в 20, 30, 40 и 50 лет

Предприниматель Джеймс Альтушер — об устройстве жизни

Psychologies
Полный Handmade Полный Handmade

8 чистящих средств, которые можно сделать своими руками

Лиза
Не клеточки и не огурцы: как правильно называть принты — мы все ошибаемся Не клеточки и не огурцы: как правильно называть принты — мы все ошибаемся

Принты, которые мы часто используем и неправильно называем

Cosmopolitan
«Вымершая» австралийская орхидея 22 года скрывалась под другим именем «Вымершая» австралийская орхидея 22 года скрывалась под другим именем

Орхидея Prasophyllum morganii считалась вымершей почти 90 лет назад

N+1
Документальное кино о технологиях будущего: 10 фильмов про изобретателей и инновации Документальное кино о технологиях будущего: 10 фильмов про изобретателей и инновации

Увлекательные документальные фильмы про инновации будущего

Forbes
«Жена год вела двойную жизнь: как ее простить?» «Жена год вела двойную жизнь: как ее простить?»

Как простить измену?

Psychologies
6 случаев, когда учащенное сердцебиение абсолютно безопасно для твоего здоровья 6 случаев, когда учащенное сердцебиение абсолютно безопасно для твоего здоровья

Почему сердце начинает биться чаще?

Лиза
Медитация – расслабление и самопознание Медитация – расслабление и самопознание

Практика медитации в последнее время набирает все большую популярность

Здоровье
Зачем ученые редактируют ДНК человека? Это опасно? Чего ждать в будущем? Зачем ученые редактируют ДНК человека? Это опасно? Чего ждать в будущем?

Что будет, если редактирование генома человека станет нормой

TechInsider
Все будет cухо! Все будет cухо!

С энурезом нужно бороться с самого начала, как только он наметился

Лиза
Как Магдалина Покровская придумала и испытала живую вакцину против чумы Как Магдалина Покровская придумала и испытала живую вакцину против чумы

Магдалина Покровская разрабатывала вакцины — в том числе противочумную

Forbes
Дали с точки зрения психоанализа: 11 символов, зашифрованных в картине «Сон, вызванный полетом пчелы…» Дали с точки зрения психоанализа: 11 символов, зашифрованных в картине «Сон, вызванный полетом пчелы…»

Дали многократно и пытался воспроизвести на картинах образы подсознания

Вокруг света
Что запрещено фотографировать в России Что запрещено фотографировать в России

Что действительно нельзя фотографировать на территории Российской Федерации

Cosmopolitan
«Эти действия составляют преступления, и мы назовем их варварством» «Эти действия составляют преступления, и мы назовем их варварством»

Как появился «геноцид» и кто его придумал

Weekend
5 способов найти применения старым гаджетам: они вам пригодятся 5 способов найти применения старым гаджетам: они вам пригодятся

Мы знаем лучшее применение устаревших гаджетов

Популярная механика
Открыть в приложении