Высокая стоимость крабовых аукционов поставит под угрозу ряд инвестпроектов

ЭкспертБизнес

Крабовые аукционы уже кусаются

Высокая стоимость крабовых аукционов поставит под угрозу ряд инвестпроектов в рыбной отрасли и уже в ближайшее время приведет к резкому сокращению числа игроков на рынке добычи и экспорта краба

Александр Лабыкин

ТАСС

Правительство в конце августа окончательно определилось с правилами проведения скандально известных аукционов, в ходе которых в начале октября будут проданы квоты на вылов краба сроком на 15 лет. На торги будет выставлена изъятая у действующих игроков рынка половина крабовых квот — всего 40 тыс. тонн. Большинство рыбаков поразились высокой совокупной ценой лотов — от 125,5 млрд рублей, она поднялась в полтора раза по сравнению с той, что была обещано Росрыболовством в ходе последних общественных обсуждений. Теперь стало ясно, что рентабельный вылов будет доступен только для крупных компаний с многомиллиардными оборотами.

Одно из условий аукциона — построить за пять лет на российских заводах новые суда-краболовы — всего 43 судна. Но пока не ясно, где именно, поскольку российские верфи не обладают такими мощностями и компетенциями. Зато в Корее и Китае в последние месяцы резко вырос спрос со стороны россиян на старые суда, которые сейчас переоборудуют под ловлю краба. Это может свидетельствовать о том, что ряд компаний уже уверены в успешном для них исходе торгов и срочно запасаются недостающими мощностями.

Малый и средний бизнес отсекли от торгов ценой

Почти трехлетняя нервозность на рыбном рынке, связанная с изъятием у рыбаков половины квот на вылов краба для последующей продажи ее на торгах, достигла своего апогея. Правительство выпустило 28 августа два постановления, определяющие правила и условия проведения аукционов 7 и 11 октября по распределению квот на вылов самого маржинального у нас морепродукта. Цена выставленных лотов больше всего шокировала участников рынка, которые вновь почувствовали себя обманутыми: 125,5 млрд рублей за 40 тыс. тонн разного вида крабов вместо 80 млрд рублей, которые обещало Росрыболовство. Недоумение вызывает экономический подход правительства: при общем вылове водных биоресурсов (ВБР) в пять миллион тонн в год государство всего за 40 тыс. тонн краба хочет забрать у бизнеса треть (!) выручки всей рыбной отрасли с оборотом свыше 350 млрд рублей. При этом победители должны будут в течение пяти лет построить на российских верфях 43 новых краболовных судна как минимум по миллиарду рублей каждое. «Итого почти 200 миллиардов рублей — таких денег внутри рынка попросту нет, — говорит президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков. — Сейчас многие ведут переговоры с банками, но те дают столь внушительные деньги далеко не каждому, именно ввиду неопределенности ситуации на рынке с квотами и частой смены правил игры».

Из 95 рыболовных компаний, имеющих квоту на вылов краба, две трети из них точно не смогут выйти на аукционы из-за неподъемной цены, — посчитал президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. «Полагаю, что большинство средних предприятий тоже потеряют рынок, не говоря о малых. Для них этот промысел был подспорьем в развитии остальных рыбохозяйственных направлений, — говорит эксперт. — Иногда хорошие доходы от краба перекрывали для них другие, порой убыточные направления. Из краболовных предприятий в нашей организации на аукцион в лучшем случае пойдет одно».

Из 41 подготовленного к аукциону лота лишь несколько стоят около 800 млн рублей, остальные — в среднем три-четыре миллиарда рублей каждый. Они разделены как по видам краба, так и по зонам его добычи. «При таком делении эффективный вылов возможен, если только заявляться сразу на несколько лотов, поскольку добывать только один вид краба, в то время как в том же месте есть и другой, нерентабельно. А это уже минимум 10–15 миллиардов рублей вложений, — продолжает Александр Дупляков. — Как только у рыбаков появлялись свободные деньги, они их не копили, а вкладывали в корабли, фабрики, холодильники — и многие до сих пор инвестиции не окупили».

Крупный бизнес на старте

Очевидно, что вылов краба теперь полностью перейдет в руки крупных и лишь отчасти средних компаний, которые, несмотря ни на что, готовы побороться за квоты и сейчас активно ищут средства. В частности, один из крупнейших держателей крабовых квот на Дальнем Востоке компания «Антей» к аукциону подготовилась очень серьезно: «Мы будем выходить на торги и прежде всего попытаемся восстановить ту долю квоты, которую потеряли, а это свыше трех тысяч тонн, — заявил “Эксперту” президент группы компаний “Антей” Иван Михнов. — Если будет возможность, постараемся увеличить квоту в разы, готовы вложить до миллиарда долларов и построить под это шесть новых краболовных судов». По подсчету г-на Михнова, при таких вложениях и масштабах срок окупаемости составит шесть лет, если сильно не вырастет стоимость лотов в ходе торгов. «Для нас тоже, в принципе, просматривается рентабельность и при такой цене лотов, поэтому участвовать мы планируем обязательно, — говорит управляющий директор ГК “Доброфлот” Александр Ефремов. — Но мы пока взвешиваем все обстоятельства, чтобы понять, в каком объеме мы сможем участвовать в аукционе. Поскольку есть смысл покупать сразу несколько лотов на разные виды и места ловли краба, получается, что очень высокий барьер по залогам (для участия в аукционе требуется внесение залога по каждому лоту. — “Эксперт”). В нашем случае для восстановления утраченных объемов вылова после их изъятия только сумма залогов по каждому из интересных нам лотов может достигнуть несколько миллиардов рублей».

«Русь» — первое судно для добычи краба, построенное в России за последние 90 лет компанией «Антей» в рамках госпрограммы инвестиционных квот. Правительство планирует, что за пять лет будет построен еще 41 такой корабль

Исполнительный директор АО «Архангельский траловый флот» (АТФ) Сергей Несветов отмечает, что в ходе публичного обсуждения вышедших недавно постановлений о крабовых аукционах методика расчета стоимости лотов менялась трижды. «В конечном счете воспользовались той, которую никто не успел увидеть, буквально в последние дни перед подписанием, -— говорит Сергей Несветов. — Цены запредельные, но мы будем участвовать, чтобы попытаться отыграть утраченную долю рынка или сохранить часть его. Особенно на фоне новых разговоров о том, что следует забирать и оставшуюся часть квот у тех компаний, кто не пойдет на аукцион». Во второй по выручке компании на рыбном рынке, Русской рыбопромышленной компании (РППК), которую считают одним из главных бенефециаров перераспределения квот, на вопрос «Эксперта» о планах на аукцион не ответили. Хотя многим было бы интересно, как они поведут себя на торгах и как потом у них сложится экономика. В 2017 году на аукционах по распределению дополнительных крабовых квот (уже тогда обкатывали коммерческую модель с рыночной стоимостью) эффективность инвестиций в квоты была неочевидной. Как тогда посчитали эксперты, РППК через дочернюю компанию предложила за лоты самую высокую цену, при которой ей придется пять лет отрабатывать только аукционную стоимость квоты.

Как окупить прежние инвестиции

Ситуация, в которой оказалась, в частности, компания «Архангельский траловый флот», показательна для большинства добросовестных игроков рынка, которые сейчас чувствует себя обманутыми. Впервые получив квоты по историческому принципу на пять лет (сколько ловил, столько дадут, соблюдаешь правила вылова — потом получишь больше), а потом на десять, многие начали активно инвестировать в суда и переработку рыбы. Так и крупнейший в Североморском бассейне рыбопромышленный комплекс АТФ нарастил свои мощности до 14 судов, обзавелся береговой рыбоперерабатывающей и складской инфраструктурой и достиг оборота 600 млн долларов. В 2016 году под новый проект государства по выдаче дополнительных квот активным инвесторам, АТФ начал разрабатывать с Выборгским судостроительном заводом большой проект строительства четырех крупнотоннажных траулеров общей стоимостью 17 млрд рублей. Еще раньше Северо-Западная рыбная компания, в состав которой входит АТФ, заключила шесть контрактов (еще четыре в опционе) на строительство в Выборге краболовных судов на 26 млрд рублей. Но этот проект пришлось отчасти притормозить именно из-за того, что в этом году прежде «навечно» обещанные крабовые квоты были наполовину отобраны и теперь выставлены на требующий денег аукцион.

ОДУ краба зависит от его популяции и погодных условий

«В условиях непредсказуемости законодательных решений совет директоров принял решение отложить ряд запланированных инвестиционных проектов компании, в том числе строительство рыбоперерабатывающего завода по программе инвестквот», — говорит генеральный директор АТФ Алексей Заплатин. По той же причине АТФ уже пришлось отказаться от заключения с Росрыболовством инвестиционного контракта на строительство завода за 1,5 млрд рублей. АТФ должен был сделать это по итогам прошедших в мае года очередных аукционов на квоты на треску и пикшу. Впрочем, от своего судостроительного проекта с Выборгом АТФ полностью пока не отказывается. «Мы по этому контракту построили одно судно, в ноябре оно встанет на воду. Готовы строить и остальные, но в случае, если аукционы пройдут честно, — говорит Сергей Несветов. — Но как верить в честность, если в самый последний момент перед подписанием постановлений об аукционах в перечень лотов вошел и тот вида краба, который прежде много раз Росрыболовство обещало не включать?» Речь идет об исключительном случае — крабе-стригуне ополио, который чудным образом с середины прошлого века расплодился до промышленных масштабов в Баренцевом море, где его сроду не видели. С 2016-го эту популяцию впервые стали вводить в оборот, и тогда квоты на стригуна достались АТФ.

Продажа крабов приносит больше четверти экспортных доходов

В целом, по данным Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), благодаря долгосрочному закреплению квот на ВБР на пять, а потом на десять лет компании вложили в переработку, строительство и модернизацию судов, заводов и логистику около 120 млрд рублей. «Вложения за последние два года, когда стали впервые распределять инвестиционные квоты под киль, составили 145 миллиардов рублей при общем обороте отрасли 350 миллиардов, то есть треть. И сейчас главный риск в том, что из-за передела квот и вымывания денег с рынка часть инвестпроектов затормозится или сорвется», — сказал на одной из сессий состоявшегося на прошлой неделе во Владивостоке Восточного экономического Форума президент ВАРПЭ Герман Зверев.

Крабы - самый дорогой биоресурс в рыбном экспорте

Зато помогли корейцам

Ни одна перетряска рынков не обходится без деклараций об острой государственной необходимости. Сейчас тоже предполагается, что краболовы спасут отечественное судостроение. Победители крабовых аукционов в обмен за долгосрочное право вылова должны будут построить на российских верфях не менее 43 судов в течение пяти лет, иначе квоты снова отберут. Вопрос, где это сделать и как успеть? Особенно учитывая, что по другим инвестиционным контрактам по иным видам ВБР в последние три года уже заложено более десятка судов. «Ни один из реализуемых сейчас на верфях Калининграда и Санкт-Петербурга проектов строительства рыбопромысловых судов по инвестиционным квотам не укладывается в график, срываются сроки на год и более, — говорит Герман Зверев. — Это при том, что оснащение этих верфей заметно лучше, чем у дальневосточных предприятий. Аудит производственных мощностей судостроительных заводов Дальнего Востока позволяет оценить их потенциал в 20 рыбопромысловых судов на ближайшие пять лет. Даже если они получат заказов на 40 миллиардов рублей, этого недостаточно для своевременного строительства судов».

Краба-стригуна добывают больше всего ввиду роста популяции

Изначально предполагалось обязать рыбаков построить не менее 31 краболовное судно из 43 именно на дальневосточных верфях. Но рыбаки возмутились тем, что здесь из 26 верфей лишь четыре судостроительных завода, остальные — ремонтные. В частности, гендиректор Русской рыбопромышленной компании Федор Кирсанов тоже говорил журналистам, что на дальневосточных мощностях за пять лет можно построить лишь 10–12 судов, но не 30.

Рыбаки в самом деле не рвутся за судами на Дальний Восток, считая, что здесь они обойдутся им на 20% дороже. Та же РППК на прошлой неделе заключила с Росрыболовством инвестиционный контракт (по квотам на сельдь и пикшу) на строительство четырех судов на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге, где уже заложена серия из шести траулеров. Крупнейшая в стране рыбопромысловая компания «Норебо» почти в то же время заключила с Росрыболовством инвестиционный контракт на строительство четырех судов (всего планируется построить десять) на Северной верфи в Санкт-Петербурге. Наконец, дальневосточный Рыболовецкий колхоз им. Ленина накануне ВЭФ торжественно спустил на воду траулер-сейнер «Ленинец» и заложил строительство крупнейшего из строящихся в стране морозильный траулер «Виктор Гаврилов». Но на верфи «Янтарь» в Калининграде. «Возможности судостроительных предприятий в ДФО не то что ограничены — они даже не изучены должным образом. Сейчас лишь декларируется, что верфи способны выполнить поставленную задачу, — говорит гендиректор ГК “Антей” Андрей Пономарь. — Но для держателей квот слишком высок риск их потерять в случае задержки строительства судна на год-два».

Оборот рыбопромышленных организаций рос за счет долгосрочных квот

Судостроители Дальнего Востока не согласны с рыбаками. В частности, исполнительный директор АО «Находкинский судоремонтный завод» Сергей Старовойтов заверил «Эксперт», что именно на полях ВЭФ они вели переговоры о строительстве краболовных судов. «Какие-то заказы по краболовам у нас все равно, думаю, будут», — говорит г-н Старовойтов. «Наша верфь готова участвовать в строительстве от пяти до десяти судов, — говорит генеральный директор Славянского судоремонтного завода (Приморский край) Андрей Якимчук. — Запросы от судовладельцев сейчас приходят, но конкретики пока нет».

По словам Георгия Мартынова, сейчас некоторые крупные российские краболовы начали скупать задешево бывшие в употреблении суда в Юго-Восточной Азии и переделывать их там же под краболовное судно. «Недавно я лично видел в Корее в ремонте шесть таких судов, а корейские коллеги говорят, что ожидают еще минимум 13 таких заказов от россиян на секонд-хенд, всего на 200 миллионов долларов, — говорит эксперт. — Это значит, кто-то у нас уже уверен в успехе на аукционе и готовится вывозить будущий улов старыми иностранными судами». Для этого ВАРПЭ предлагает государству поделиться с плохо оснащенными дальневосточными судостроителями 20 млрд рублей на модернизацию из вырученных на аукционе 125,5 млрд (скорее даже больше). «В свое время китайским и корейским судостроителям хорошо помогало государство, в отличие от нашей ситуации, поэтому их цены ниже наших, а эффективность выше», — говорит Андрей Якимчук.

«Но в целом отрасль давно ждет постоянства. У нас же снова озвучивают разные госорганы губительные для рыбной отрасли идеи, — говорит Герман Зверев. — В частности, рассматривается сценарий выставить в 2021 году на торги вторую половину квот по крабам». Кстати, в 2023 году по предложению ФАС (которую в правительстве обычно слушают, когда им надо), на аукционы может быть выставлена и половина общего допустимого улова минтая, сельди, трески и пикши, под которые также заложены инвестпроекты.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Смотри, тут дешевле! Смотри, тут дешевле!

Минэкономразвития поможет малому и среднему бизнесу занять денег на бирже

Эксперт
«Прошу, позаботься о маме». Чему учит опыт будийского монаха в общении с родителями «Прошу, позаботься о маме». Чему учит опыт будийского монаха в общении с родителями

Мы уделяем мало времени любимым людям из-за своей вечной занятости

Forbes
Строить для миллионов Строить для миллионов

Майские указы президента в области жилья очевидно буксуют

Эксперт
Как выбрать бензиновую газонокосилку и забыть про провода Как выбрать бензиновую газонокосилку и забыть про провода

Рейтинг лучших моделей газонокосилок

CHIP
Торквемада: «молот еретиков» Торквемада: «молот еретиков»

Для одних — безумец и садист, а для других — великий государственный деятель

Дилетант
Вот в чем соль Вот в чем соль

Соль – вещество, которое может быть и ядом, и лекарством одновременно

Лиза
Внутренняя энергия Внутренняя энергия

Общая рублевая выручка 200 частных компаний за год увеличилась на 22,2%

Forbes
Холодный прием Холодный прием

Какие витамины и полезные добавки подготовят кожу и волосы к наступающим холодам

Добрые советы
Одесса – Москва Одесса – Москва

Актриса Оксана Фандера — о своих отношениях со зверями и людьми

Esquire
Грязные волосы и мятая одежда: самые неопрятные звезды Грязные волосы и мятая одежда: самые неопрятные звезды

Разве напряженный график — повод выглядеть неаккуратно?

Cosmopolitan
UltraISO: как записать образ на флешку UltraISO: как записать образ на флешку

Как записать Windows на флешку через UltraISO

CHIP

Анастасия Заворотнюк сейчас находится в московской клинике

Cosmopolitan
Герой Volkswagen Герой Volkswagen

Почему Фердинанд Пиех считал, что бизнес — это война

Forbes
«Не позорь меня»: почему нам бывает стыдно за других и что с этим делать «Не позорь меня»: почему нам бывает стыдно за других и что с этим делать

Что заставляет нас мучительно краснеть за других и можно ли перестать это делать

Psychologies
«Поставь свое ведро нормально». 5 историй о парковке вторым рядом «Поставь свое ведро нормально». 5 историй о парковке вторым рядом

Автомобилисты объяснили, почему их раздражает парковка вторым рядом

РБК
Горячо! Горячо!

Ближний Восток на грани новой войны

Эксперт
Сохранить свежесть Сохранить свежесть

Давай вспомним простые и доступные способы сберечь продукты

Лиза
Две большие розницы: online vs offline Две большие розницы: online vs offline

Новые технологии и падение доходов изменили потребительское поведение россиян

РБК
Коварные попутчики Коварные попутчики

Какие инфекции можно подхватить во время поездки в автобусе или метро?

Лиза
«Яндекс» и ВТБ запустят сервис для неопытных инвесторов «Яндекс» и ВТБ запустят сервис для неопытных инвесторов

«Яндекс» в партнерстве с банком ВТБ запускает свой финтех-сервис

Forbes
11 крупнейших частных работодателей России. Рейтинг Forbes 11 крупнейших частных работодателей России. Рейтинг Forbes

1,3 млн человек России работают в этих 11 крупнейших частных компаниях

Forbes

Избавляться от лишних килограммов приходится порой и звездам

Cosmopolitan
Лучшие профессиональные фены для волос: топ 2019 Лучшие профессиональные фены для волос: топ 2019

Какой профессиональный фен лучше купить в 2019 году?

CHIP
13 главных женщин российского частного бизнеса 13 главных женщин российского частного бизнеса

Всего 13 из 200 крупнейших российских частных компаний управляются женщинами

Forbes
Бизнесмен года: Тигран Худавердян Бизнесмен года: Тигран Худавердян

Человек, который привел «Яндекс.Такси» к глобальному успеху

GQ
Айза Анохина об отдыхе на Мальдивах и о том, как сделать отпуск с детьми ярче Айза Анохина об отдыхе на Мальдивах и о том, как сделать отпуск с детьми ярче

Айза Анохина о том, почему в этом году она с семьей отправилась на Мальдивы

Cosmopolitan
Как боты сделали румынского программиста миллиардером Как боты сделали румынского программиста миллиардером

Румынский программист Дэниел Дайнс считает, что у каждого должен быть свой бот

Forbes
Замахнулись на «золото» Замахнулись на «золото»

Сумеет ли богатый инновационный Китай терпеть тотальный контроль государства?

Эксперт
Не в службу, а в дружбу Не в службу, а в дружбу

Довольно часто приятельские отношения с коллегами только мешают

Лиза
Код кота: 31 вопрос о главном Код кота: 31 вопрос о главном

Ответы на главные вопросы человечества о котах

Maxim
Открыть в приложении